Тверская область по ряду важнейших показателей медленно, но верно выходит на уровень национального признания. Это отрадное явление, наряду с законной гордостью, вызывает тем большую досаду, что многие возможности дальнейшего социально-экономического развития региона остаются или неиспользованными, или используются недостаточно эффективно. Одна из таких возможностей — «дремлющий» в регионе творческий политический и социально-управленческий потенциал населения, который мог бы быть успешно реализован для развития демократии, гражданского общества и, особенно, местного самоуправления. На последнее обстоятельство совершенно справедливо обратил особое внимание в своём недавнем «валдайском» выступлении Президент Российской Федерации В.В.Путин. Это выступление и предстоящий Всероссийский Съезд муниципальных образований свидетельствуют о том, что развитию местного самоуправления руководство страны придаёт стратегически важное значение.
Хорошо известно, что социальное управление (управление людьми, обществом) является необходимой и фундаментальной функцией любой совокупной деятельности. В современных условиях успехи в любой общественной сфере на 70-80 и более процентов обусловливаются именно реально достигнутым уровнем социального управления.
Первородной по своему значению функцией управления обществом является местное самоуправление. Это — самая эффективная форма социальной самоорганизации. Она абсолютно естественна и поэтому нетерпима к любой соционесообразной искусственности. Она должна быть присуща не только всем отдельным территориям (ниже областного уровня), всем общественным объединениям, но и административным органам управления (нам уже сегодня необходимы самоуправляемые отделы, управления, департаменты, министерства и т.п. структуры). Именно в процессе местного самоуправления наиболее зримо проявляются и развиваются все стороны социальной сущности человека и коллектива, формируются коренные демократические процессы, вызревает и расцветает подлинное творческое народовластие. Именно местное самоуправление является лучшей школой и эффективным институтом развития демократии и гражданского общества. Именно посредством местного самоуправления не только удовлетворяются основные жизненные потребности населения, но и зарождаются новые управленческие ценностные и мировоззренческие идеи, перспективные управленческо-технологические инструменты, практические и теоретические достижения, формируются потребности в новой региональной и государственной стратегии социального управления, в новой национальной и региональной управленческой структурно-технологической доктрине.
Возникновение, становление, расширение, углубление, развитие местного самоуправления — это неизбежная объективная потребность и тенденция общецивилизационного процесса, особенно — в 21 веке. Оно помогает обществу и государству встать на путь устойчивого развития и для этого реформировать соответствующим образом все общественные cтруктуры, в том числе — структуры и федеральной, и региональной власти. Поэтому потребности, интересы, достижения и изъяны теории и практики местного самоуправления — непременная и самая главная «пища» для регионального и государственного управления, без которой их существование немыслимо, невозможно. Страна, город, район, поселение с неразвитым местным самоуправлением всегда будут отсталыми, маргинальными, отброшенными на задворки истории или, в лучшем случае, будет плестись в её хвосте. А отсталых, как известно, особенно в условиях жесткой и жестокой конкурентной борьбы, всегда бьют. Поэтому отсталость любого общества — опаснейший фактор его существования.
Почему же в нашей области, где работает много учёных и практиков в области социального управления, где десятки вузов (с филиалами) выпускают сотни специалистов по государственному и муниципальному управлению, по различным видам менеджмента, общий уровень местного самоуправления в регионе остаётся гораздо ниже необходимого и, главное, возможного?
Можно указать на три фундаментальные причины:
1.Пассивное и высокомерное отношение практиков местного самоуправления к современной системе научных знаний о социальном управлении, отрыв их от теории социального управления (теории управления обществом).
2.Пассивное отношение теоретиков социального управления к практике местного самоуправления, их нежелание оказывать органам местного самоуправления необходимую помощь в теоретическом осмыслении всех сторон всегда многоаспектного местного самоуправления.
3.Недостаточная разработанность теории местного самоуправления.
Что же представляется целесообразным сделать по повышению качества и эффективности местного самоуправления в первую очередь и в оперативном порядке?
1.Теоретикам и практикам местного самоуправления «повернуться лицом друг к другу» и провозгласить на каждой первичной территории области лозунг «Вся власть ТОСам!».
2.Во всех органах местного самоуправления наладить систематическую учёбу (с приёмом зачётов) всех сотрудников по общеполитическим, экономическим, социально-управленческим, юридическим и специальным вопросам.
3.Создать новый научно-практический интеллектуальный Центр местного самоуправления — Тверскую областную Ассоциацию теоретиков и практиков местного самоуправления.
4.Создать общедоступную и общеизвестную «чисто» общественную газету «Местное самоуправление».
Полагаю уместным вспомнить слова Авраама Линкольна: «Догмы спокойного прошлого не будут работать в бурном будущем. Раз мы взялись на новое дело, мы должны иначе думать и действовать».
Геогий Комарницкий, профессор, председатель Тверского городского открытого союза общественных объединений и граждан, участвующих в местном самоуправлении
Добавить комментарий