Георгий Комарницкий: Высокий долг тверских управленцев

Тверская область по ряду важнейших показателей медленно, но верно  выходит на уровень национального признания. Это отрадное явление, наряду с  законной гордостью,  вызывает тем большую досаду,  что многие возможности  дальнейшего социально-экономического развития  региона остаются или неиспользованными, или используются недостаточно эффективно. Одна из  таких возможностей  — «дремлющий» в регионе  творческий  политический и социально-управленческий потенциал населения, который мог бы быть успешно реализован для развития  демократии, гражданского общества и, особенно, местного самоуправления. На последнее обстоятельство совершенно справедливо обратил особое внимание в своём недавнем «валдайском» выступлении Президент Российской Федерации В.В.Путин. Это выступление и предстоящий Всероссийский Съезд муниципальных образований свидетельствуют о том, что развитию местного самоуправления руководство страны придаёт стратегически важное значение.
Хорошо известно, что  социальное управление (управление людьми, обществом) является необходимой  и фундаментальной функцией любой совокупной деятельности.  В  современных условиях  успехи в любой  общественной сфере на 70-80 и более процентов обусловливаются именно реально достигнутым уровнем социального управления.
Первородной  по своему значению функцией управления обществом  является местное самоуправление. Это  —  самая эффективная форма социальной самоорганизации. Она  абсолютно естественна и поэтому нетерпима к любой  соционесообразной искусственности.  Она  должна быть присуща не только всем отдельным территориям (ниже областного уровня), всем общественным объединениям, но и  административным органам управления (нам уже сегодня необходимы самоуправляемые отделы, управления, департаменты, министерства и т.п. структуры). Именно в процессе местного самоуправления наиболее зримо проявляются и развиваются все стороны социальной сущности человека и коллектива, формируются  коренные демократические процессы, вызревает  и расцветает подлинное творческое народовластие. Именно местное самоуправление является лучшей школой и эффективным институтом развития демократии и гражданского общества. Именно посредством местного самоуправления не только удовлетворяются основные жизненные потребности населения, но  и зарождаются новые управленческие ценностные и мировоззренческие идеи, перспективные управленческо-технологические  инструменты,  практические и теоретические достижения, формируются  потребности в новой региональной и государственной стратегии социального управления, в новой национальной и региональной управленческой структурно-технологической доктрине.
Возникновение, становление, расширение, углубление, развитие местного самоуправления  —  это   неизбежная объективная потребность и тенденция общецивилизационного процесса, особенно  —    в 21 веке.  Оно помогает обществу и государству  встать на путь устойчивого развития и для этого реформировать соответствующим образом все общественные cтруктуры, в том числе  —     структуры и  федеральной, и региональной  власти.   Поэтому потребности, интересы, достижения и изъяны теории и практики местного самоуправления  —  непременная и самая главная   «пища»  для  регионального и государственного управления, без которой их существование немыслимо, невозможно. Страна, город, район, поселение с неразвитым местным самоуправлением всегда будут отсталыми, маргинальными, отброшенными на задворки истории или, в лучшем случае,  будет плестись в её хвосте. А отсталых, как известно, особенно в условиях жесткой и жестокой    конкурентной борьбы, всегда бьют.  Поэтому отсталость  любого общества    —  опаснейший фактор  его  существования.
Почему же в нашей области, где работает много учёных и практиков в области социального управления, где десятки вузов (с филиалами) выпускают сотни специалистов по государственному и муниципальному управлению, по различным видам менеджмента, общий уровень  местного самоуправления в регионе  остаётся гораздо ниже необходимого и, главное, возможного?
Можно указать на  три  фундаментальные  причины:
1.Пассивное и высокомерное отношение практиков местного самоуправления  к  современной системе научных знаний о социальном управлении,  отрыв их от  теории социального управления (теории управления обществом).
2.Пассивное отношение  теоретиков социального управления  к практике  местного самоуправления,  их нежелание оказывать органам местного самоуправления  необходимую   помощь в теоретическом осмыслении всех сторон  всегда  многоаспектного местного самоуправления.
3.Недостаточная разработанность теории местного самоуправления.
Что же  представляется целесообразным  сделать по повышению качества и эффективности местного самоуправления в первую очередь и в оперативном порядке?
1.Теоретикам и практикам местного самоуправления «повернуться лицом друг к другу» и  провозгласить  на каждой первичной территории области лозунг «Вся власть ТОСам!».
 2.Во всех органах местного самоуправления наладить систематическую учёбу (с приёмом зачётов) всех сотрудников по общеполитическим, экономическим,  социально-управленческим, юридическим и специальным вопросам.
 3.Создать новый научно-практический интеллектуальный Центр местного самоуправления  —  Тверскую областную Ассоциацию теоретиков и практиков местного самоуправления.
 4.Создать общедоступную и общеизвестную «чисто» общественную газету «Местное самоуправление».
Полагаю уместным вспомнить слова Авраама Линкольна:  «Догмы  спокойного прошлого не будут работать в бурном будущем. Раз мы взялись на новое дело, мы должны иначе думать и действовать».
Геогий Комарницкий, профессор, председатель Тверского городского открытого союза общественных объединений и граждан, участвующих в местном самоуправлении

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *