Нет такого человека в МУП «Городской электротранспорт», который бы не знал Олега Лаврова – нынешнего руководителя музея горэлектротранспорта Твери. А 20 лет – с 1979 по 1999 годы – Олег Лавров возглавлял Тверское трамвайнотроллейбусное управление.
В коридоре перед дверью в музей висят круглые уличные электрические часы, которые еще не так давно показывали время при въезде и выезде из трамвайного депо на площади Капошвара. Часы остановились на девяти утра, с ними остановилось многое…
Олег Степанович родился в Фирове. Начинал технологом на авторемонтном заводе в Калинине, работал на автоколонне на Бежецком шоссе главным инженером, «и хорошего, и плохого накушался, насмотрелся».
Когда Олег Степанович пришел в ТТУ, парк насчитывал 250 трамваев, троллейбусов было меньше. В конце 1970х в Калинине работало 14 трамвайных маршрутов: 15й и 16й появились после открытия Восточного моста в 1981 году.
– Трамвай в городе не ходил лишь несколько часов в ночное время, – рассказывает Олег Степанович. – Многие производства работали в три смены, а развозили работников наши трамваи и троллейбусы. Попробуй, Лавров, сорви перевозку, пойдешь в обком партии объясняться.
Олег Степанович человек прямой, принципиальный, врать не может, молчать ему тяжело. Если он с удовольствием сообщает, что у него в подчинении в ТТУ было две с половиной тысячи работников, то сегодняшние цифры озвучивает неохотно.
Говорим о прошлом. Музей – это и есть прошлое. Кстати, музею очень нужны экспонаты! Если у вас есть старые фотографии с видами города, городского транспорта, музей скажет вам спасибо. Обратите внимание и на свои дачные заборы, на рельсы, поддерживающие столбы, на клеммы на них. Сейчас в музее собрана большая, но неполная коллекция рельсов, многие из которых вырыты из земли.
– Рельс не так ведь просто вытащить. Мы договариваемся с владельцем участка, где нашли рельс, ищем для него замену, ищем кран, который рельс вынет, и транспорт, чтобы довезти до музея, – рассказывает Олег Степанович.
Музей сейчас в стадии формирования экспозиции и просто наведения порядка. Олег Степанович руководит им меньше года. Небольшая комната, выделенная под музей в новом помещении (после переезда с площади Капошвара на набережную Лазури), не вместила в себя никакую экспозицию, кроме нагляднофотографической. Но в планах у Олега Степановича воспроизвести в музее трамвайные и троллейбусные пути.
Олег Степанович с гордостью показывает копию акта, присланного с Украины. Согласно этому акту, город Винница принимал у тверского депо старые трамваи.
– В 1930 году у нас была перешивка с узкой колеи на широкую, – поясняет Александр Хитров, один из волонтеров и помощников Олега Лаврова. – Старые трамваи, которые бегали в Твери с 1901 года, были швейцарского производства, вагоны сохранились в приличном состоянии, их и передали в Винницу, где оставалась узкая колея.
Вы знали об этом? А о том, что старый трамвай на улице Трехсвятской – старый лишь внешне? Олег Степанович сокрушается:
– Чтобы в нем перестали продавать телефоны и кофе, нужно его к нам на территорию парка поставить. Мы им гордиться будем. Трамвай ведь на ходу!
У Олега Степановича три помощника: молодой краевед Александр Хитров, рабочий вагонзавода Янис Витолс и студент Дмитрий Шутов.
За 20 лет руководства ТТУ Олег Степанович насмотрелся вдоволь зарубежного опыта, сам водил экскурсионный трамвай в Амстердаме и утверждает: ни в одной стране мира стоимость проезда на трамвае не покрывает расходы.
– Трамвай везде пользуется государственной поддержкой.
В Твери в последний раз закупали трамваи в 2007 году, а до этого – в 1986м.
– В Москве и Новосибирске, – продолжает Олег Степанович, – знаю, есть закон, согласно которому виновник ДТП, повлекшего простой трамвая, оплачивает ущерб из своего кармана согласно утвержденному тарифу.
У нас таких тарифов нет. Поэтому сплошь и рядом притершиеся на трамвайных путях автомобили держат десятки трамваев часами, и никто эти убытки предприятию не возмещает.
Наглядный пример: поворот с Тверского проспекта на улицу Советскую возле Вознесенского собора. Над дорогой знаки «Движение по полосам», которые предполагают запрещение левого поворота с трамвайных путей. Сколько времени теряют пассажиры трамваев только на этом перекрестке, говорить излишне.
– Но ритм движения мы сохранили. Я знаю, что в 8.45 маршрут №13 точно будет на площади Капошвара. Раньше нормальной интенсивностью движения считалось такое, при котором в вагонах оставались свободные места. Сегодня этого «добились» в полной мере. Трудно сейчас. Но если будет развиваться промышленность, расти потребность в цивилизованном общественном транспорте, трамвай вернется. Проснется!
Олег Степанович крутит указкой, щелкает компостерами, разворачивает фотопленки… А когда в музей прибегает женщина с просьбой распрямить изогнутый ключ от кабинета, Олег Степанович с улыбкой колотит молотом на старом демидовском рельсе:
– У нас, путейцев, это называется подрихтовать изделие.
Мы прощаемся в коридоре, на стенах которого скоро будет фотогалерея, а пока здесь круглые часы, где на 9.00 застыло утро.
Три вопроса Олегу Лаврову
– На чем ездите сами по городу?
– На велосипеде или трамвае, но чаще хожу пешком.
– Личный и общественный транспорт – вечное противостояние?
– Отказаться от машины сегодня людям тяжелее, чем от курения. Но вернуться к трамваям рано или поздно придется. Ситуация на дорогах говорит об этом.
– Есть причины для радости?
– Конечно. Внуки. У меня их пятеро. Если говорить о транспорте, то греют сердце современные подходы к организации движения. В Петербурге есть проспект Просвещения. Это 12километровая улица, оснащенная множеством светофоров, свет которых регулируется вагоновожатыми. И трамваи с пассажирами пролетают эти километры за считанные минуты.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото автора
Добавить комментарий