На советском цирковом пространстве главными коверными (проще, клоунами) были Олег Попов и Юрий Никулин. Преимущество второго перед первым было подавляющим в кино, Никулин и знаменитым стал благодаря киноэкрану. Зато на манеже Попов «перевешивал» конкурента: он мог даже свободно балансировать на проволоке, что считалось высшим классом. Никулин смешил публику исключительно репризами в паре с Михаилом Шуйдиным.
Олега Попова называли солнечным клоуном: рыжий парик, большущая клетчатая кепка, улыбка до ушей, да еще реприза, где он сгребал и уносил с собой солнечный луч. Было очень трогательно, публика реагировала на выдумку артиста бурей восторгов. Это был фирменный номер Олега Попова, покоривший не только советских зрителей. Солнечный клоун чаще ездил за кордон, его безгласное искусство было понятнее иностранцам, чем глуповатые выходки никулинского Балбеса. Конкуренция была не только в плане мастерства, но и в личностном. В цирковой среде говорили, что между Никулиным и Поповым в период расцвета их популярности пробежала черная кошка. В артистической среде такое не редкость.
Сейчас престарелый народный артист СССР Олег Попов живет в Германии. Говорили, что покинуть Родину его заставили неудовлетворенность цирковой карьерой и личный конфликт с Юрием Никулиным, который возглавил цирк на Цветном бульваре. Так это или нет, нынешняя история умалчивает, хотя изредка на ТВ делают репортажи о германской жизни солнечного клоуна, который о своем прошлом отзывается далеко не с высшей степенью довольства.
Во времена, когда Олег Попов сиял на вершине славы, его гастроли с триумфом проходили в Калинине. Заполучить артиста для личного общения было пределом мечтаний. Пресса в ту пору имела неоспоримые преимущества. Ее уважали и по-настоящему считали четвертой властью. Почти все звезды кино, приезжавшие в Калинин, считали за честь пообщаться с журналистами и просто поклонниками в редакции областной газеты на Студенческом переулке, 28. К нам жаловали Зоя Фёдорова, Иван Лапиков, Эммануил Виторган, Владимир Наумов с молодой супругой Наталией Белохвостиковой…
Твердо решено было заполучить в редакцию всемирно известного Олега Попова, чье безграничное обаяние на манеже внушало безоговорочный оптимизм миллионам поклонников. Через директора цирка по телефону согласовали день и время долгожданной встречи. Время помню точно: 12.00. За Олегом Константиновичем был отправлен редакционный автомобиль с журналистом-переговорщиком, автором этих строк. У служебного входа в цирк встали за 40 минут до назначенной встречи.
На вахте сказали, что народный артист СССР занят в мастерской, где его и можно застать. Действительно, там он что-то сосредоточенно вытачивал. Расплываясь в любезностях, редакционный посланник напомнил, что публика в редакции в ожидании встречи давится в проходах, а типографские пренебрегли обедом. Солнечный клоун совсем не светился, наоборот, на лице ни тени улыбки, сплошная суровость, переходящая в пренебрежение. «Подождите, я занят», – отрезал Олег Попов, показывая спину. Пришлось еще десять минут в ожидании томиться в машине.
Через 15 минут Попов был посещен вторично. Был он в той же рабочей форме, следы подготовки к встрече совершенно не наблюдались. «Олег Константинович, до встречи 20 минут», – кротко напомнил посланник тверской журналистики. «Я же сказал, надо подождать», – отрезал клоун, окончательно выйдя из циркового образа.
Температура в автомобиле накалялась. Даже шофер редакции, молчун по профессии, выразился неодобрительно. Без пяти 12 в мастерской с Поповым ничего не произошло. Третий заход за ним мог перейти в нехороший диалог, и только чувство до конца не истаявшего уважения к артисту и служебный долг заставляли сцепить зубы и произнести чуть ли не жалостливо: «Олег Константинович, мы совсем опаздываем».
Собеседник чуть ли не в сердцах отложил инструмент и наконец направился на выход. Положенный на уговоры регламент он с честью выдержал.
Через 15 минут он появился у машины в костюме и замер как вкопанный. Смысл стояния дошел до шофера: «Вылезай открыть ему дверь». Посланец редакции мучительно изобразил подобие улыбки и распахнул заднюю дверь. Олег Попов без тени эмоций уселся в машину. Повисла, как пишут в таких случаях, гнетущая тишина. По законам гостеприимства у высокого гостя надо чем-то поинтересоваться. В случаях, когда между собеседниками каменная стена, выручают вопросы о погоде. «Олег Константинович, как вам в Калинине погодка?» – пришел на ум первый глупейший вопрос. Можно было бы услышать варианты ответов: неплохая, плохая, очень хорошая, жарко, холодно, дождливо, ветрено, будет гроза и еще всякое разное. Но клоун молчал! Возникло страстное желание поскорее сбыть совсем не солнечного клоуна с рук на руки. К счастью, в то время не было нынешних пробок – от цирка до редакции домчались за какие-то пять-семь минут.
Возле входа дорогого гостя ждала делегация из представителей редколлегии, партбюро и месткома (был даже член кассы взаимопомощи).
Волшебная сила искусства! Сидевший истуканом клоун при выходе из машины преобразился. Лицо излучало неописуемое счастье, на нем безоговорочно читалось: «Я вам рад до безумия». Под аплодисменты восторга Олег Попов в сиянии и с цветами поднялся на третий редакционный этаж. Перед актовым залом, именовавшимся в журналистской среде «греческим», давилась публика. Пришли откуда-то узнавшие о необъявленной встрече ветераны умственного труда и завсегдатаи редакции. В самом зале яблоку негде упасть. Клоун протиснулся на сцену, воздел руки и произнес неизгладимое: «Дорогие мои, как я ждал этой встречи!».
В общем, коварство и любовь. Лед и пламень. Стихи и проза.
Гость источал благодушие почти час. По традиции, по окончании часа почетным гостям выдавали сувениры (денег тогда никто не просил и даже не намекал). Олегу Попову вручили именной блокнот. «А где же ручка?» – воскликнул солнечный клоун, вызвав шумовое одобрение зала. Именных ручек тогда в помине не было. Завхоз притащила из запасников первую попавшуюся.
Провожали гостя торжествующей толпою. В автографах он не отказывал. Руководство просило сопроводить триумфатора до цирка, но перенесенное личное потрясение не позволило пойти на уступки.
В журналистской практике много раз встречался со звездами разной величины. Как ни странно, самыми доброжелательными, даже если доброжелательность наиграна, были действительно великие: Лидия Смирнова, Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Людмила Зыкина, Барбара Брыльска, прекрасная югославская актриса Милена Дравич… Почему-то солнечного клоуна при всем моем желании не могу включить в этот список. Хотя всегда находятся оппоненты, млеющие от света звездв зрительном зале.
Валерий БУРИЛОВ
фото Первый канал
Добавить комментарий