Хотя и не жалею, что посмотрела. Вообще сподобилась сходить исключительно потому, что хотела иметь на счет этого столь распиаренного сегодня фильма собственное мнение. Все отзывы, которые я до этого момента читала, были либо восторженные, либо прямо противоположные (удивительно, но середины вообще не было).
В фильме «Сталинград» я вообще не увидела Сталинградской битвы. Половину фильма пыталась понять: где, в каком доме тут кто — наши и фашисты. Создавалось впечатление, что они как-то тут все вместе сожительствуют… и спокойно перемещаются по улице на глазах друг друга, пока кому-нибудь не придет в голову кого-нибудь пристрелить.
Русский командир Управдом крайне удивительный персонаж. Он хладнокровно отдает приказ расстрелять морячка за то, что тот не хочет защищать дом, и часом позже (экранного времени) орет, как ненормальный, на своего снайпера за то, что они на пару с главной героиней Катей ухлопали немца на колонке (формулировка ора: «Даже животные не убивают друг друга на водопое»).
На его фоне немецкий офицер выглядит верхом благородства и чести. Он тоскует по умершей жене, со слезой в мужественных глазах наблюдает, как его немецкие коллеги сжигают женщину с ребенком, и, наконец, он влюбляет в себя русскую Машу, которая за минуту до того яростно его ненавидела.
Эта пара: немецкий офицер и Маша, пожалуй, единственный сильный момент фильма, заставляющий даже переживать.
Кстати, о Маше и Кате… Меня крайне удивило (даже возмутило), что в «Сталинграде» искажена сама идея войны. Я до сих пор думала, что наши деды воевали за Родину (ну пусть даже за Сталина), за своих оставшихся дома жен и детей, погибших родных. Здесь наши воюют за Катю, немецкий офицер – за Машу. Вот так подана суть самой кровопролитной за всю историю человечества битвы. Я могу догадываться, что Катя и пять отцов ее ребенка – это такая аллегория Бондарчука. Но сделана она просто ужасно. Как и другая – бегущие стройными рядами на врага горящие солдаты….тут уже даже слов нет…
В финале картины два визави: Катин русский офицер и Машин немецкий офицер долго палят друг в друга из пистолета, ранят, но не убиваются и…. вместе остаются дожидаться, когда их обоих вместе с домом окончательно разнесет огневая поддержка «рабоче-крестьянской» (цитата из фильма) армии. Тоже, видимо, аллегория…
«Сталинград» — фильм, который меня не зацепил… как сильно зацепили современные фильмы о войне, к примеру «Список Шиндлера» и «Жизнь прекрасна». Смотря эти картины, я не просто сопереживала, но, да-да, даже плакала местами. Единственная эмоция, которую я испытала на «Сталинграде», — скука… Фильм невероятно затянут (причем, чем ближе к концу, тем монологи и статичные сцены все длиннее). Вроде стреляют, бегают, прыгают и спецэффекты им в этом в помощь, но динамики нет.
И, наконец, два момента, которые я вообще не поняла.
— Начало и конец. Современность. Российское МЧС спасает немецких детей из-под завала. Главного спасателя зовут Сергей Астахов. Очень сильно притянуто за уши к основному сюжету. Хотя понятно, что именно под эту нелепость в том числе и были выделены огромные бюджетные средства на фильм.
— И еще. Зачем этот фильм в 3D? Что там смотреть-то в этих очках? Ответ один: наверное, для того, чтобы под это, в том числе, потратить огромные бюджетные средства на фильм.
Резюмирую: отговаривать никого от просмотра фильма «Сталинград» не буду. Но и советовать на него сходить тоже не буду. Да, в конце фильма раздались жидкие аплодисменты откуда-то с первых рядом (может быть, они там увидели чего-то, чего не разглядела я с 9-го?). Но справедливости ради скажу: несколько человек ушли из зала с середины… и не вернулись.
И, наконец, совсем последнее. Два Сталинграда: Василий Гроссман «Жизнь и судьба» — верю, хотя и не 3D и вообще книга, Федор Бондарчук – не верю, хотя и 3D, и даже целый более чем двухчасовой фильм.
Добавить комментарий