Как нынешний 2013 год, так и грядущий 2014-й принципиально важны для бюджетной политики Тверской области. Дело в том, что теперь региональный бюджет формируется с наименьшим, насколько это возможно, дефицитом. Подобная экономия стала неизбежной изза большой суммы внешнего долга. Увеличивать шлейф заимствований просто неразумно. Область учится жить по средствам, эффективно используя каждый рубль. Сможем ли мы выжить за счет собственных средств? Ведь федеральные финансовые потоки в регион тают на глазах. Да и долги надо отдавать. Не пострадают ли от этого социально незащищенные слои наших граждан, как будет развиваться сфера здравоохранения, образования, экономики, да и область в целом? Ответы на этот и на многие другие вопросы – в проекте областного бюджета Тверской области на 2014 год, который окончательно формируется как раз в эти дни.
Идти на опережение
Чтобы более ясно представлять картину с областным бюджетом будущего года, стоит вернуться на год назад, когда власть нашего региона сработала, так сказать, на опережение. По решению губернатора Андрея Шевелёва бюджет2013 впервые готовился в рамках государственных программ. Что это дало? Ряд важных плюсов, так как финансирование в рамках программ означает четкое и грамотное планирование средств по определенным направлениям.
Среди основных принципов формирования бюджета региона уже в 2013 году были повышение эффективности расходов, создание условий для повышения качества оказания государственных услуг, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса и многое другое. Бюджет был разработан на основе 26 государственных программ по трем направлениям социальноэкономического развития региона: «Новое качество жизни» (11 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (6 программ), «Эффективное государство» (9 программ).
Федеральный бюджет официально переходит на формирование на основе государственных программ только сейчас, в 2014 году, но в Тверской области этот подход уже опробован и принес свои положительные плоды.
Как считают специалисты, в 2013 году стало легче администрировать расходы (ведь формирование бюджета по государственным программам подразумевает более концентрированное распределение денежных средств), легче оценивать выполнение задач. Выступая в числе новаторов в России, наш регион реально начал учиться жить по средствам, экономя каждый рубль.
Очень важно, что в 2013м в области снизились темпы наращивания госдолга. Причем значительно. Дефицит составил 3 миллиарда рублей – в три раза меньше, чем в 2012 году. Напрашивается вопрос: а нельзя ли вообще региону прожить без долгов? Председатель постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по бюджету и налогам Константин Буевич с сожалением констатирует: федеральный центр из года в год сокращает финансовую помощь бюджету Тверской области, причем более быстрыми темпами, чем растут наши доходы. А в 2015 году эта помощь сократится до минимума. Выход один – привлекать в регион инвестиции, создавать новые рабочие места, зарабатывать самим.
Можно ли прожить без дефицита?
Проект областного бюджета Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов уже прошел первые публичные слушания. Министр финансов Ирина Северина считает, что проект вполне реалистичный, в нем сохранены все ключевые позиции нынешнего года.
В первую очередь следует отметить социальную направленность бюджета. На эту сферу пойдут 70 процентов всех расходов. И еще одна важная деталь. Областной бюджет попрежнему формируется и будет исполняться на основе государственных программ (их 27). На их финансирование в следующем году предусмотрено 98,7 процента общей суммы расходов.
Общественность высказывает опасения в связи с наличием дефицита бюджета: всетаки более двух с лишним миллиардов рублей. Почему дефицит нельзя сгладить, ведь работаем поновому, по госпрограммам?
Ответ лежит на поверхности. Как считает Ирина Северина, вопервых, в проекте бюджета дефицит значительно ниже, чем в 2013 году; вовторых, совсем без займов пока обойтись невозможно. Собственных средств в бюджете недостаточно, а необходимо профинансировать и обеспечение многодетных семей земельными участками, и развитие газификации в сельской местности, и реконструкцию детских садов… Иными словами, доходы пока просто не покрывают насущных расходов. Ситуация меняется в лучшую сторону, но не так быстро, как хотелось бы.
Черный нал – в отставку
Можно ли всетаки прожить без дефицита? На эту тему уже немало не только сказано, но и сделано. Вот, например, цифры, которые приводит министр экономического развития Тверской области Игорь Козин: темпы роста промышленного производства в нынешнем году составят 107,4 процента – во многом благодаря вводу экскаваторного завода «Хитачи» и предприятия фирмы «PAROC» в Конаковском районе. Приносит свои плоды и работа регионального Правительства по привлечению инвестиций. Инвестиционный портфель Тверской области на сегодняшний день составляет более 200 миллиардов рублей. По прогнозам министерства экономического развития, средняя заработная плата, например, по экономике к 2016 году увеличится с сегодняшних 22 тысяч до 30 тысяч рублей. Как видим, промышленность развивается, об инвестициях, на которые делается большая ставка, Правительство области не забывает и усиленно работает в этом направлении. Просто за пару лет накопившийся груз долгов не сбросишь по мановению волшебной палочки. И с дефицитом бюджета пока придется мириться.
Считать каждый рубль
Не за горами тот день, когда представительные органы муниципалитетов будут принимать свои бюджеты. И здесь также настроены в первую очередь рассчитывать на свои силы. Главный принцип бюджетной политики, от которого уже никуда не деться, – умение не только тратить, но и зарабатывать. Если в прошлые годы с финансированием помогал федеральный бюджет, то теперь адресная инвестиционная программа реализуется за счет областных финансов. И в первую очередь поддержка будет оказана тем муниципалитетам, которые развиваются, сокращают свои издержки, административнохозяйственные расходы. Это, например, прекрасно понимает глава Ржевского района Валерий Румянцев. Он управленец с большим стажем, и специфика бюджетного планирования ему досконально известна. При разработке районного бюджета ставка в Ржевском районе делается не на какието прямые денежные вливания, а на добавку из областного бюджета к муниципальному по важнейшим направлениям развития.
– Сегодня недостаточно средств выделяется для повышения эффективности агропромышленного комплекса, – считает Валерий Румянцев. – Если говорить об особенностях района, то к празднованию 70летия Победы многие братские захоронения требуют улучшения содержания. Требуется финансовая помощь из области на ремонт водопроводных сетей, ограждение территорий школ…
Впрочем, стоит ли оглашать весь список? Умный и рачительный хозяин всегда знает, на какую помощь может рассчитывать, а с какими проблемами придется справляться самому. И на муниципальном уровне научились считать каждый рубль. На молочные реки и кисельные берега никто не надеется. Еще раз напомним мнение разработчика бюджета, министра финансов Ирины Севериной: «Мы имеем на руках вполне реалистичный проект областного бюджета». Проект главного финансового документа уже в комитетах областного парламента, после детального обсуждения он будет вынесен для принятия в первом чтении.
Экспертное мнение
Александр Бутузов, заместитель председателя общественной палаты Тверской области:
– Каждый третий рубль в бюджет приносит налог на доходы физических лиц, а это неправильно, надо в корне менять бюджетную политику. В первую очередь, более быстрыми темпами реанимировать нашу экономику, создавать новые источники налоговых доходов.
Экспертное мнение
Иван Райдур, советникконсультант губернатора Тверской области, заслуженный экономист РФ:
– Разработчики бюджета могли направить средства на финансирование различных сфер деятельности только в пределах тех доходов, которые мы будем иметь в 2014 году. Все дополнительные наши пожелания могут быть реализованы лишь после получения дополнительных доходов. Откуда их можно получить? С моей точки зрения, на территории области требуется создать ряд – возможно, порядка пяти – предприятий с миллиардными налогами, аналогичных Калининской атомной станции. Ну и, конечно, нельзя забывать о предприятиях малого и среднего бизнеса. Тут уже речь должна идти о формировании не единиц, а тысяч подобных структур. При этом нельзя забывать, что многие из них уклоняются от налогообложения. Вошло в практику, что во многих организациях зарплату зачастую выдают в конвертах, черным налом. В результате в бюджет не выплачивается налог на доходы физических лиц, соответственно, не поступают взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования. Нужно нарушить эту порочную практику. Ведь работники этих предприятий вместе со своими семьями пользуются бюджетными услугами в больницах, детских садах, школах…
Александр ХОХЛОВ
фото Юрия Сурина
Добавить комментарий