Между любовью и смертью

У Дарьи жизнь наполнена театром с самого рождения. Без пафоса. Она росла за кулисами, топала по одной лестнице в театральном общежитии с актерами, разделяла триумф и неудачи матери, видела изнутри театральную «кухню», получала, как она выражается, «домашне­театральное» образование. Все это вполне могло привести к тому, что, пресытившись столь необычной жизнью, Дарья повернулась бы к театру спиной. В какой­то момент, казалось, так и произойдет. Мама Дарьи, замечательная актриса Наталья Плавинская, прочила дочери все что угодно, но не театральную карьеру.

– Мама была против моей актерской стези, – рассказывает Дарья. – Столкнувшись со всеми сложностями актерской жизни, полной зависимостью актеров (а актрис – особенно), с растоптанным самолюбием, обидами и переживаниями, мама хотела, чтобы я избежала этого. Но…

Два года учебы на юридическом факультете Дарье дали лишь убежденность: нужно бежать прочь от того, что не твое. Мама приняла ее выбор.

– Мама у меня замечательная, мой близкий друг и помощник. Без нее я никогда бы не стала тем, кем стала. Ее пример, удачи и неудачи проходили перед моими глазами. Мама необыкновенно талантливая, очень принципиальная. Она серьезно готовится к каждому своему спектаклю. Ее в эти дни нельзя трогать, с ней нельзя общаться перед спектаклем, она не пускает в свой мир.

Дарья другая. Или время другое. Сегодня востребованы мобильность и немедленная реакция. Впрочем, театр, его внутренние механизмы и законы остаются прежними. На сцене неизменно властвует принцип: не соври.

– Сцена не прощает фальши, – говорит Дарья. – Выносить нужно самое сокровенное. Если ты не имеешь своего лица, если тебе нечего сказать зрителю именно своего личного, лучше не выходить на сцену. Этому меня учили и учителя, и жизнь.

Дарья говорит о театре без пафоса. Видно, что к себе в театре она относится очень спокойно. Так же просто она говорит о материале для спектаклей: без «придыхания» особой значимости. Самое важное – это посыл автора. То, что вне зависимости от актуальности и времени написания «брошено в зал». Любовь и смерть.

– Можно говорить и о классике, и о современной драматургии, но эти два понятия – любовь и смерть – незыблемы. Все в нашей жизни крутится вокруг них. Это самое интересное и важное, что может быть.

Поэтому один из любимых ее спектаклей – «Любовь Маргариты Готье» по роману Дюма­младшего «Дама с камелиями» в постановке народного артиста России Александра Чуйкова. Классика.

– После этой классики при выходе на поклон не нужно ждать, пока кто­то из зрителей неловко встанет и обернется, а потом из вежливости начнут подниматься и остальные, – делится Дарья. – Зрители встают еще до нашего выхода на поклон. В такие моменты я счастлива.

Дарья прекрасно понимает: «наиграть» нельзя. И нужно, играя в сотый раз один и тот же спектакль, быть в нем «живой».

– Каждое утро мы вроде бы одинаково просыпаемся, совершаем ряд одних и тех же действий. Сколько таких утр в нашей жизни? И неужели они одинаковые? Они похожи, но нет ни одного дня, прожитого по заведенному порядку одинаково. А чем спектакль отличается от этого? Мы живем здесь и сейчас. В одном месте, в одно время, но мы сами разные. Поэтому театр называют живым.

Плавинская самокритична.

– Я безумно боюсь удовлетворенности собой. Как только человек сочтет, что все хорошо, он начинает пропадать. Боюсь начать успокаиваться. Про «хорошо» мне и так скажут, а про то, что плохо, я говорю себе всегда.

Дарья умеет открыто говорить: что не получилось, где «соврала», недотянула. В ней привлекает эта искренность.

Но вернемся к теме преемственности. Семья Дарьи и сегодня – театральная. Ее супруг Александр Павлишин – известный в городе актер и начинающий перспективный режиссер Тверского академического театра драмы. Дарья считает великим счастьем, что, приходя домой, можно говорить и говорить друг с другом о спектакле, о театре, вдруг на ночь глядя начинать репетировать…

У Дарьи и Александра двое детей: Григорий и Александра.

Григорию скоро одиннадцать лет. Он, по словам мамы, сложная личность.

– Это и очень хорошо, и очень трудно для родителей, – делится Дарья. – Григорий занимается музыкой, и ему нравится. У него такая «амплитуда» выбора будущего, что я только улыбаюсь: то он хочет писать музыку, то стать дизайнером, то, зачитываясь Конан Дойлом, решает стать сыщиком.

О маленькой Александре Дарья говорит: «Вот уж та артистка!». Долгожданная девочка в семье.

– Самое лучшее, что могут дать родители детям, – это детство. Не стоит торопить их взрослеть, не нужно раньше времени лишать сказки. Сегодня модно сразу приучать детей к самостоятельности, но верно ли это? Оберегание ребенка, стремление создать трепетные связи – залог того, что сохранится долгая и тесная связь между вами.

Дарья вот уже несколько лет преподает в детской театральной студии под руководством Александра Чуйкова при Тверском театре драмы.

– Мы не делаем отбор, не ставим перед собой задачу воспитывать актеров – мы даем возможность детям проявить свои таланты. Я отдаю им очень много своего времени, я их очень люблю и хочу сказать спасибо нашему Александру Александровичу Чуйкову, которому и принадлежала идея создать эту школу, дать возможность детям прикоснуться к театру, дать нам, его ученикам, свободу преподавать.

Дарья любит свой театр, сохраняет ему верность и говорит большое спасибо художественному руководителю театра, народной артистке России Вере Ефремовой.

 

– У Веры Андреевны необыкновенная хватка, способность заглянуть в глубь материала, она создала удивительно прочный костяк из талантливых артистов, которыми сегодня славится театр, – говорит Дарья. – И люблю свой город. Я готова делать все, чтобы театр жил, сохранял лучшее, что имеет, передавал это другим поколениям.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Фото из архива Дарьи Плавинской

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *