– Вот я фасад города не порчу, – говорит Валентина, торгующая на улице «бабушкиными товарами». – Стою в сторонке, хотя раньше тоже «на фасаде» стояла с лисичками. Житьто надо както. Вот и стоим, начиная с подснежников, заканчивая клюквой. Круглый год.
Валентина торгует почти напротив одного из самых крупных в Твери торговоразвлекательных центров. Там, через дорогу, другие ценники, другие ценности, другой мир. Между Валентиной и зеркальными витринами через дорогу – пропасть, однако их объединяет главное – покупатель.
Скупой платит дважды?
У каждого товара есть свой покупатель и свой прилавок. Либо это картонная коробка, либо натертая до блеска витрина – сущностной разницы нет. И там, и здесь вы оставляете деньги и забираете чтото с собой. Различия начинаются дальше.
Валентина, как бы хорошо вы к ней ни отнеслись, никогда не даст вам гарантию на свой товар, она не обязана принять у вас его назад, если он вам не подошел, не обязана вернуть деньги. Она может все это сделать, но не обязана. На гигантском торговом поле она – тень. Если хотите гарантий, вам через дорогу – туда, где выдадут чек и заполнят гарантийный талон. Там все по закону и по правилам, но…
В этом «но» вся философия торговли. У Валентины вы можете купить носки за 50 рублей, через дорогу – за 300. Поэтому у каждого стоящего на улице «лавочника» есть свой покупатель, который не может отдать за вещь сумму, превышающую его представление о цене. Пусть даже носки «от Валентины» проживут на ваших ногах два дня и вы пойдете за новыми, это часто ничего не меняет в сознании покупателя. Да ведь и не исключено, что жизнь дорогих носков будет такой же короткой. А если говорить о продуктах, то здесь и вовсе наши бабушки вне конкуренции: в каком супермаркете вы сможете найти свежую чернику или подосиновики?
Товар становится все ближе к нам, разнообразие предложений заставляет разбираться в тонкостях производства, особенностях марки и «заложенных недостатках», позволяющих сделать товар дешевле.
Поговорка «Скупой платит дважды» становится актуальной изза обилия сомнительного качества товаров «экономкласса». При этом есть возможности покупать хорошую продукцию за умеренные деньги – нужно просто знать время и место. Сегодня, чтобы не терять в деньгах, необходимо уметь разбираться в самой сути торговли, понимать ее психологию, потому что даже любимое слово «скидка» в одном случае показывает лишь лукавство продавца, в другом несет настоящую выгоду. Иначе говоря, сегодня эпоха двух типов покупателей: не жалеющих средств и ждущих гарантий, рискующих и экономящих.
Закон улицы
Разберемся для начала с законом – чтобы знать, в каком случае требовать сатисфакции, а в каком кусать локти. За безобидной, на первый взгляд, торговлей носочками и огурчиками скрывается нарушение закона: в частности, статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Это если бабушка торгует промышленными товарами, не растущими на ее огороде или не связанными своими руками. Валентина, как покупающая весь свой нехитрый товар на московском рынке «Садовод», полностью подпадает под эту статью. По данным УМВД России по Тверской области, за девять месяцев текущего года таких правонарушений в регионе зафиксировано 918.
Если же продается результат собственного труда, то чаще всего и бабушки, и грибники с рыболовами подпадают под статью 59.1 закона Тверской области «Об административных правонарушениях» – торговля и оказание услуг населению вне отведенных для этого мест. В этом году, по данным УМВД, таких нарушений зафиксировано 298, из них 194 – на территории Твери. По данным управления потребительского рынка и контроля администрации Твери, проведено 724 рейда, составлено около 1000 протоколов об административных правонарушениях.
Александра Сергеевна, у которой на газетке литровая банка клюквы, четыре головки чеснока и стручки красного перца, за первую половину дня была выгнана полицией с трех мест. Приютилась при входе на рынок. Отсюда тоже рано или поздно прогонит уже администрация рынка. Мест в социальных рядах нет – они заняты с раннего утра, когда еще солнце спит.
Не хватило места и Виктору Степановичу с медом. Те, кто привозит на реализацию свою молочную продукцию, сразу встают за территорию рынка, просто на тротуар. По санитарным нормам, молочная продукция может продаваться только в специально оборудованных местах, а на минирынке таковых нет. Зато сразу вспоминаются молочные цистерны, из которых во многих дворах (зачастую рядом с мусорными контейнерами) по утрам разливают в бидоны молоко. За этим молоком стоят очереди. Надежда на авось и кипячение, а экономия около 10 рублей.
– Нужно узнать, у кого вы приобретаете, – поясняет начальник отдела по защите прав потребителей центра гигиены и эпидемиологии Тверской области, руководитель консультационного центра по защите прав потребителей Станислав Розов. – Между обычными людьми действует только некий «гражданский кодекс», где превыше всего договор. Покупка предполагает договор. Все сложно и с товарами, уже бывшими в употреблении. Претензии за некачественную вещь будет предъявить почти невозможно.
Когда качать права
Мы подошли к самому интересному: защите прав потребителя. О наличии таких прав все покупатели знают, но, как показывает практика, сами права знают очень плохо. Прежде всего, нужно запомнить: законодательство о защите прав потребителей распространяется лишь на товарноденежные отношения между физическими и юридическими лицами. Требовать у грибника на остановке жалобную книгу за червивые сыроежки нелепо. В этом главное отличие цивилизованной торговли от дикой. Грибник отвечает перед законом лишь за торговлю в неположенном месте. Перед вами он не в ответе. Официальная торговля в ответе перед вами за все, и с нее вы смело можете спрашивать.
– Люди каждый день сталкиваются и с некачественным товаром, и с недобросовестностью бизнеса, – говорит Станислав Розов. – Это связано с незнанием законодательства, в том числе предпринимателями. И, конечно, налицо низкий уровень правовой грамотности населения. При этом «жертвы» боятся обращаться в суд. И этим торговля пользуется.
В силу того, что суд – дело хлопотное, а сумма ущерба иногда такова, что не позволяет проглотить обиду, стоит обратиться за помощью в консультационный центр по защите прав потребителей. Жалобщиков здесь около 200 человек в неделю. В основном обращаются по фактам нарушения в сфере куплипродажи.
Станислав Розов прямо говорит: самыми тяжелыми случаями, где доказать нарушение прав потребителя крайне сложно, считаются нарушения здоровья (вследствие отравления, например) и факты продажи некачественного топлива.
Много вопросов возникает и по книгам жалоб. Сегодня законом не регламентируется оформление данной книги – только то, что она должна быть. Если вам нахамили в супермаркете, вы имеете право затребовать книгу жалоб, но нет гарантий, что вашу запись увидит руководство магазина. Нередки случаи, когда в магазинах две книги. Одна – официальная, для проверок, вторая – вручаемая рассерженным гражданам, рассказывает Станислав Розов. Специалисты советуют в таких случаях немедленно писать заявление на имя руководителя, причем если это крупная сеть, то на имя не директора магазина, а генерального директора компании. Ответить вам не обязаны, но наличие свидетелей, а также лишней копии вашего заявления, заверенного в канцелярии компании, могут подействовать положительно.
Ларечники и павильонщики
Администрация Твери не один год ведет работу по наведению порядка в торговой сфере. По словам начальника отдела организации торговли и общественного питания управления потребительского рынка и контроля администрации Твери Татьяны Кику, на территории города обеспеченность стационарными торговыми площадями превышает нормативы, установленные постановлением Правительства Тверской области.
– Учитывая, что в городе активно развивается стационарная торговая сеть современных форматов (с предоставлением различных услуг для населения), в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, являющихся временными, их количество постепенно будет сокращаться с поэтапным переводом в многопрофильные торговые комплексы (центры) и стационарные торговые объекты, – поясняет Татьяна Дмитриевна.
Это относится в первую очередь к пресловутым ларькам.
– Требования к оснащению торговых объектов и внешнему виду определяются на стадии проектирования в соответствии с требованиями градостроительной эстетики, – отметили в управлении архитектуры и градостроительства администрации Твери.
Понятно, что уличная торговля все равно останется, но при дефиците социальных мест уйдет в тень еще больше. Сегодня и в администрациях смотрят строго лишь на «ларечников и павильонщиков», а на бабушек с котомками – сквозь пальцы, прогоняя их лишь «с фасадов».
– У нас договор с администрацией Пролетарского района на 20 социальных мест, – рассказывают в администрации минирынка на бульваре Ногина. – Но этого не хватает. Мы разрешаем вставать, где свободно.
В данной ситуации «торговая дикость» продажи с рук значительно уступает мелкорозничной торговле, где главным симптомом «дикости» является незаконная продажа алкоголя. Здесь статистика УМВД России по Тверской области дает цифры, выросшие по сравнению с прошлым годом. Всего за девять месяцев 2013 года в сфере оборота алкоголя выявлено 901 правонарушение, что на 38,3% выше, чем в прошлом году, из них выявлено и пресечено158 фактов торговли без лицензии, 342 случая продажи алкоголя в киосках и павильонах, что называется, «изпод прилавка».
– За девять месяцев полицией изъято 27564 литра «незаконного» алкоголя, – поясняет инспектор отдела организации применения административного законодательства управления МВД России по Тверской области Виктор Сушко. – Как правило, подобные нарушения касаются не крупных сетевых магазинов, которые боятся лишиться лицензии и платить огромные штрафы, а небольших объектов торговли. Привлечено к ответственности 56 юридических лиц.
Администрация не делает различий при размещении торговли в центральной части города или на периферии. Требования ко всем одинаковые, хотя состояние центра города и окраин в отношении организации торговых площадей очень разнится. В центре Твери наведен элементарный порядок А вот на главных выездах из города попрежнему жарятся сомнительные чебуреки, дымят бесчисленные пилорамы и продается сомнительная водка. Закон шагает медленно, но он обязательно придет и сюда.
«Покупатель всегда прав». Чтобы эта формула работала не ради формальности, нужно, чтобы и покупатель, и продавец чувствовали себя уверенно. Один знал свои права, другой – обязанности. Чтобы цивилизованная торговля охватывала абсолютно все слои населения, а не только обеспеченную его часть. А для этого нужно не только карать и обязывать, но и понимать эту самую пресловутую психологию торговли. Потому что спрос есть всегда, нужно только грамотно организовать предложение.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото Натальи КАПРАЛОВОЙ
Добавить комментарий