Почему мы любим Покров?

Покров называют самым «русским» из больших православных праздников. И действительно, довольно среднее (по историческим меркам) событие, которое можно было бы назвать «Явление Богоматери Андрею Юродивому» (таких явлений в истории достаточно много), оказалось в календаре резко выделено.

Напомним историческую канву. В X веке сарацины (или, по иной версии, славяне), осаждавшие Константинополь (они иногда идентифицируются с ратью Аскольда и Дира русских летописей), были рассеяны бурей на море. Накануне этого события популярный столичный юродивый Андрей видел чудо, когда стоял на молитве в храме Влахернской Богоматери: Богородица распростерла покров (то есть покрывало) над молящимися. Это и было связано с последующей победой и расценено как небесная поддержка жителям Константинополя.

Церковный праздник Покрова Руси «подарил» Андрей Боголюбский. Именно по его инициативе в 1164 году появился и день в календаре, и первый на Руси храм в честь Покрова Богородицы – тот самый знаменитый Покров на Нерли. И праздник Покрова, а не другие церковно­государственные события, которые пытались в то время пробиться в общерусский церковный календарь, в календаре прижился. Почему?

Как кажется, Покров Богородицы как идея органично вписался в идеал священного царства – идеал, русскими людьми во все времена лелеемый. При всей очевидной невозможности воплотить этот идеал в жизнь русские упорно к нему стремились. Стремились к государству, ради которого не жаль ничего, даже жизни, в котором не жалко жертвовать своим ради общего. Лишь бы стояла держава законного русского государя, в царстве которого никому не тесно.

Конечно, этот идеал и дореволюционная Россия не всегда помнила. Но значительная часть прежнего русского общества этой идеей одушевлялась. И обязательным элементом идеала была божественная санкция на русскую национальную власть – санкция, данная от лица Божией Матери. Ее Покров, простертый над всей Русской землей, означал: здесь Мой дом, что бы ни происходило нехорошего в земной царской семье, как бы в России не было плохо ее простым людям, именно Россия – удел Богородицы. И значит, высшая справедливость есть, была и будет.

Были времена, когда Покров почитали более, были – когда менее. Его особенно вспоминали в годину Смутного времени, когда на троне сменялись самозванцы, а страна катилась в пропасть. Вспоминали и чтили в XX столетии, когда, казалось, сами основы русской государственности изменились. Но и в «благополучном» XIX столетии Покров праздновали так же торжественно: это был праздник утверждения династии, которая царствовала с титулом «благоверных» государей и государынь.

Что же такое Покров для нас? Историческая память? Фенологическая очень устойчивая вешка – по погоде на Покров традиционно судят, скоро ли начнется зима и какая будет вторая половина осени? Этнографическая память – в старой России это была пора свадеб? Или что­то другое?

Как правило, мы уже не помним греческие истоки этого праздника. Не помним всю драматичную историю его появления на Руси. Редко обращаем внимание на обрядовую сторону. Но Покров – это несомненно – остается любимым, даже более популярным, чем некоторые двунадесятые праздники.

 

Все­таки важно осознавать, что «вертикаль» в нашем обществе завершается не бездушной группой экономистов и политиков, вершащих свои, непонятные простым людям игры. Что наверху – там, где очевидно никогда уже не будет прежнего царя, избранного «всей землей», – есть такой неустранимый никакими политическими процессами ходатай: Сама Божия Матерь. И есть ее Покров – защищающий если не от видимых, то от невидимых врагов. Хотя – кто знает, что было бы в нашем материальном мире, если бы не было этого невидимого Покрова…

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *