Сегодня, 27 сентября, во Всемирный день туризма, «Тверские ведомости» решили поразмышлять над тем, как повысить привлекательность нашего региона для гостей. Туризм – это индустрия «фишек». У кого больше «фишек», тот хорошо живет туризмом. Наш регион привлекателен для туристов разного уровня, начиная от «диких», сплавляющихся по дремучим рекам, заканчивая бизнестуризмом на широкой Волге.
Опыт регионовсоседей, особенно Ярославской области, показывает: туриндустрия – это, вопервых, долгосрочный бизнес (вспомним Мышкин, начало туристического триумфа которого положено в 1960х, а взлет состоялся в 1980х), а вовторых – все зависит от смекалки инициатора туристического маршрута или объекта.
Выезжаем на козле
На туристической агроферме «Ивановка» в Калининском районе нас встретили мало того что в костюме козы и со стихами, но еще и с подготовленным интерактивом! Елена Иванова, весело проводившая нас по всей территории фермы, излагала легенды и были о козлах и их иностранных «коллегах».
Козел – это та самая «фишка». Пока в Мышкине стремительно создавали «индустрию» мышиной темы, мы медленно вспоминали историю про то, как в Твери некогда загнали козла на колокольню. В нашей области есть еще Музей пчелы в Сонкове, развивается тема рака в Весьегонске.
Но вернемся к «Ивановке». Кто ездит на станцию Кулицкая, знает, что на месте фермы еще два года назад был пустырь, а теперь там часто можно встретить большие туристические автобусы и увидеть большое фермерское подворье по выращиванию коз, кур, гусей, уток, фазанов.
– За прошлый год нашу ферму посетило более пяти тысяч человек, – отмечает руководитель агрофермы Валерий Иванов. – Агротуризм сегодня очень популярное направление. Особенно у нас нравится детям. Мы не просто привлекаем туристов познавательными рассказами – мы самостоятельно занимаемся сельским хозяйством. Европа давно развивает агротуризм, в Белоруссии сейчас более 2000 агроферм.
В августе этого года «Ивановка» завоевала золотую медаль «За эффективное развитие сельских туристических услуг и повышение культурнопознавательного уровня населения» на втором международном форуме «Сельский туризм в России».
Сегодня туристы, как говорят, «едят» все. С одной стороны, это грустно, потому что взыскательной публики становится все меньше. С другой стороны, серьезному туризму всегда нужна альтернатива: туризм выходного дня – легкий, как развлекательный роман, и приятный, как чай с мятой. В этом нет ничего плохого. И здесь Тверская область может также выбиться в лидеры. Но прежде…
Экономический аспект
В феврале 2013 года Правительством Тверской области принята Стратегия развития туризма в Тверской области до 2020 года. Основной стратегической целью определено создание высокоразвитой, конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, российских и иностранных граждан в туристских услугах.
И здесь важен именно экономический аспект: туризм должен приносить деньги в региональную казну.
В текущем году о туризме на областном уровне вообще говорилось больше, чем обычно. Регион проводил II международный инвестиционный форум и международный форум речного туризма, которые собрали около тысячи гостей из России и других стран.
– Такие мероприятия, совмещающие в себе деловую и туристскую программы, позволяют продвигать наш регион как территорию, благоприятную для различных видов туризма (делового, культурно-познавательного, водного). Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что именно возможность совмещения нескольких видов туризма в одном туристском продукте является конкурентным преимуществом нашего региона, – отмечает начальник управления туризма и внешних связей министерства экономического развития Тверской области Александра Ильина.
Бизнес-туризм, безусловно, – основа туристической отрасли области, тот базис, на фоне которого комфортно будут жить все остальные виды туризма. По крайней мере, именно в консолидацию всех «ветвей» тверского туризма хочется верить. Начиная с первого в области пятизвездочного отеля «Radisson Завидово», который откроется в 2014 году, заканчивая палаткой на берегу реки.
Отели, причалы, инфоцентры
По официальным данным, Тверская область занимает одно из ведущих мест в Центральном федеральном округе по количеству объектов туристской индустрии.
На 1 января этого года в регионе 181 коллективное средство размещения туристов на 18450 мест (в том числе 65 гостиниц, 101 база отдыха, 15 санаторно-курортных учреждений). В 2013 году в строй будут введены еще четыре объекта на 100–120 мест.
В Верхневолжье действует самое крупное в России музейное объединение – Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят 32 филиала: краеведческие, литературные, мемориальные, этнографические и военные музеи. Общее количество музеев, действующих на территории области, – около 300.
В регионе пять официально зарегистрированных причалов (Тверь, Кимры, Калязин, Весьегонск, Осташков), десять яхт-клубов, пять марин, три заправочные станции, имеющие возможность принимать и обслуживать яхты различного класса, а также около 20 причалов при базах отдыха и отелях, не имеющих официального статуса.
Созданы два туристско-информационных центра: в Твери и Осташкове. Что касается последнего, то разговор о Селигере как национальном парке все еще актуален.
– Туристская отрасль заинтересована в сохранении уникальной природы Верхневолжских озер, но необходимо отдавать себе отчет и в том, что развитие туристской индустрии на этих территориях сдерживается неразвитостью инженерной и транспортной инфраструктуры. Принятие любых решений по Селигеру, которые действительно назрели, требует глубокой проработки и учета всех факторов, – отметили в министерстве экономического развития Тверской области.
В 2012 году общее количество туристов, посетивших Тверскую область, составило около 1,4 миллиона человек, что также выводит нашу область на ведущие позиции в ЦФО.
Главные проблемы, тормозящие развитие туризма, – недостаточный уровень благоустройства и неудовлетворительные условия содержания зданий и сооружений, а также прилегающих территорий, входящих в основные туристские маршруты. Здесь в первую очередь мы говорим об объектах культурного наследия. Те, кто водит экскурсии для своих гостей, например по Твери, понимают, о чем речь, когда пытаются ответить на недоуменные вопросы людей о нынешнем состоянии памятников архитектуры и испорченных современным строительством главных видовых панорамах города. Сразу за этой проблемой идут вопросы с дорогами, низким качеством турсервиса и высокими ценами. Проблемы понятны, и на решение их нацелены большие силы. Будем надеяться, что результат обрадует и хозяев, и гостей.
Старые и новые тропы
Сегодня, на фоне обострения конкурентной борьбы на внутреннем туристском рынке России, на первый план выходят вопросы формирования и продвижения межрегиональных туристских маршрутов.
В 2012 году Тверская область присоединилась к проекту «Великая Волга», объединяющему 18 регионов, расположенных в акватории Волги.
Нашу область посещают туристы в ряду и других межрегиональных туристских маршрутов: «Золотое кольцо России» (Калязин); «Государева дорога» между Москвой и Санкт-Петербургом (совместно с Новгородской областью).
По данным мониторинга туристской отрасли, предоставленного «Тверским ведомостям», на территории области действует 97 устойчивых туристских маршрутов, среди которых преобладают маршруты культурно-познавательной направленности с развлекательными элементами. Наибольшей популярностью пользуются маршруты в 1–2 дня и сформированные на основе известных еще с 1970-х годов маршрутов «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь – Старица – Торжок) и «Верхневолжские озера» (Осташков – исток Волги – Пено – Нилова пустынь).
Наибольшая плотность туристских маршрутов отмечается в Твери, Калининском, Конаковском, Торжокском, Старицком, Калязинском, Кашинском, Кимрском, Осташковском районах, что соответствует четырем зонам приоритетного развития туризма «Великое троеградье», «Московское море», «Селигер» и «Жемчужная нить».
Традиционно популярностью у туристов пользуются такие города, как Тверь, Торжок, Осташков, Кашин и Калязин.
Не станем забывать, что Тверскую область посещает и огромное количество «неучтенных» туристов. Во многом именно благодаря им мы понимаем, что интересно людям. И именно они, «дикие» туристы, делают главную рекламу нашему региону на главной общественной площадке – в Интернете. Как правило, такие туристы пользуются сервисом по минимуму, путешествуя или на машине, или пешком. Есть еще travel-блогеры, которые «работают» в модном и очень популярном жанре: путешествуя с фотоаппаратом и беспроводным интернетом, они в режиме онлайн передают читателям фотографии и впечатления от посещенных мест.
– Очевидно, что туризм для Тверской области – одно из ключевых направлений, которое дает импульс к воплощению крупных инфраструктурных проектов и множества инициатив в сфере малого и среднего предпринимательства, – отмечает заместитель председателя Правительства Тверской области Александр Меньщиков. – Это всем давно известно, об этом прежде много говорилось. А сейчас наступило время, когда на смену декларациям приходят конкретные дела, реальные инвестиции. Правительство Тверской области в рамках принятой стратегии развития отрасли шаг за шагом укрепляет позиции Верхневолжья как одного из крупных туристических центров страны, опираясь на поддержку федеральной власти и заинтересованность делового сообщества.
Хочется надеяться, что туризм в Тверской области станет не просто цивилизованным с точки зрения человеческих взаимоотношений, но предметом гордости – как обычного жителя, принимающего гостей и ведущего их смотреть окружающие красоты, так и самых высших представителей бизнеса и власти, собирающихся в больших залах высококлассных отелей.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото Натальи КАПРАЛОВОЙ
Добавить комментарий