Существует масса профессий, продуктами которых мы ежечасно и ежеминутно пользуемся, но самих специалистов, создателей этих продуктов, не видим и даже очень плохо представляем себе их работу. Одна из таких профессий – программисты.
Программного обеспечения сейчас требует всё, что хоть скольлибо относится к понятию «высокие технологии». Программируются космические корабли и самолеты, программистами создаются системы «ГАСВыборы» и «1С: Бухгалтерия», масса программных продуктов вложена в столь уже привычные нам смартфоны и фотоаппараты. Но те, кто обеспечивает нас всем этим, – гдето далеко, их работа нам не видна, а сами они представляются нам зачастую некими бородатыми полубогами в непременных свитерах и с сигаретой в зубах.
И есть только одна, по большому счету невеликая, отрасль программирования, с представителями которой нам все же приходится контактировать напрямую, а то и «вживую». Это – программирование интернетсайтов, или, как его еще называют, сайтостроение.
Сайт – это просто
Отрасль эта действительно не самая великая, но – пользующаяся спросом. Ведь интернетсайт давно уже перестал быть роскошью, и вряд ли хоть одна скольлибо значащая организация обходится сегодня без сайта, пусть даже простейшего. А чтобы изготовить его, «вывесить» во Всемирной сети, обеспечивать его работу, приходится идти именно к ним – к программистамсайтостроителям.
Конечно, нельзя сказать, что программирование сайта и космического корабля – явления одного порядка. Сделать сайт сегодня – дело довольно простое, похожее на конструктор «лего»: все основные типовые модули уже разработаны, на любой вкус, – знай подгоняй их под требования заказчика да связывай между собой. Но и это нужно делать с умом – чтобы изготовленный таким образом сайт нормально работал, не «тормозил», был прост и удобен в обращении.
Кстати, о простоте и удобстве. Хорошие, знающие программисты, в силу своего опыта не испытывающие проблем с заказами, всегда стремятся сделать так, чтобы заказчику приходилось как можно меньше обращаться к ним в процессе эксплуатации готового сайта: чтобы все на нем заказчик мог делать сам, чтобы все это было просто и понятно даже для не имеющего программных навыков человека. Программисты же средней руки и ниже никогда не отпускают клиента просто так – им важно сохранить его в числе обычно немногих заказчиков, и потому они стремятся работать так, чтобы клиент не мог решить никакую, даже самую мелкую, проблему без их помощи.
Клиент бывает разный
Впрочем, клиент тоже бывает разный. В разговоре на эту тему некоторые программисты с уважением и печалью поминают наличествующие в крупных программистских фирмах группы «постановки задач». То есть подразделения, в обязанности которых входит точно и конкретно, зная конечные задачи проекта и возможности программирования, сформулировать то, что и как должны изготовить программисты. В реальной жизни, конечно, все сложнее, и весьма часто «постановка задачи» клиентом выглядит, как «сделайте мне красиво». Нередко заказчик не может даже толком объяснить, чего именно он хочет от сайта и, откровенно говоря, на кой ляд вообще ему этот сайт сдался.
С такими сложно. Сложно и с теми, кто пытается влезать в сам процесс программирования, не имея о нем ни малейшего представления. А идеальным клиентом, по мнению программиста, является тот, кто четко и исчерпывающе может объяснить, что именно намерен получить от своего сайта, и… абсолютно не касается процесса воплощения своих идей в жизнь, полностью доверившись в этом профессионалам. Но таких, к сожалению, немного. Как рассказал один из программистов, если раньше говорили, что каждый мнит себя специалистом в политике, кино и футболе, то теперь к этому списку смело можно добавить и интернетсайты.
Рутина или творчество?
Изготовить сайтвизитку для какойлибо организации программист приличного уровня может всего за несколько часов. А именно такие сайты, пусть даже разного оформления и несколько разной «архитектуры», и составляют львиную долю заказов, поступающих в сайтостроительные фирмы. День за днем делать одно и то же – скучно, нудно, утомительно. Рутина. Поэтому куда больше программисты ценят заказы объемные, «длинные», комплексные, подразумевающие постоянное совершенствование продукта и – возможности для реализации своего творческого потенциала. Но такие заказы случаются редко.
Самое же губительное для сайтостроителя (да и для любого творческого человека) – «сесть на оклад» в какойлибо структуре, стать постоянным, штатным и монопольным «поставщиком двора». Стремление сохранить подольше теплое и удобное место быстро вытесняет собой и творческие порывы, и желание раскрыть свои возможности. Все подменяется банальнонизменным интересом «угодить хозяину». Поэтому даже самые креативные и продвинутые фирмы, попав в такое положение, обычно быстро интеллектуально хиреют и творчески вырождаются. Что ж поделать, художник растет в движении, в поиске, если угодно – в борьбе. А если этой борьбы нет, то…
И все же настоящие творческие личности находят возможности сохранять себя в любых условиях. Поэтому за душой каждого Настоящего (с большой буквы) программиста, как правило, и множество сайтов, сделанных им не по чьемуто заказу, а «для себя». И именно они, как правило, служат его портфолио при поиске заказов новых. Сделанное от души – оно всегда лучше и качественнее сделанного по заказу. Так было, так есть и так будет.
Будущее, которого нет
Впрочем, честно говоря, профессия программистасайтостроителя медленно, но верно сходит на нет. Основная причина тому та, что уже сейчас сделать вполне приличный сайт без труда может и человек, не имеющий никакого понятия о программировании вообще – настолько много расплодилось всевозможных «конструкторов», дающих возможность самостоятельно соединить «детальки лего» в сотнях различных сочетаний, по своему вкусу. Без сомнения, эти сервисы будут развиваться, число комбинаций расти, а в результате довольно скоро за помощью к специалистам будут обращаться только в случае очень солидных, комплексных, глобальных проектов.
Сайтостроители это прекрасно понимают и потому уже сейчас начинают понемногу переориентировать свою деятельность на создание новых модулей, новых сервисов – всего того, что может оказаться востребованным не завтра, так послезавтра и что носит общее достаточно расплывчатое название «стартапы». Хотя, конечно, такая деятельность по силам не всем программистам, а только настоящим, квалифицированным, творческим.
И сама профессия, разумеется, не умрет. Наоборот, она будет развиваться, хотя, возможно, и перераспределяя силы между различными своими отраслями, выбирая наиболее важные, насущные, пользующиеся спросом. И какие именно программные продукты мы увидим в самом ближайшем будущем, даже трудно предсказать. Вспомните, ведь еще лет десять назад на основании выражения «позвонить из леса» или «сфотографировать на телефон» можно было ставить диагноз. Что же будет еще лет через десять?
Сложно представить…
Игорь БОГАТЫРЁВ
Добавить комментарий