«Девушке, освещенной солнцем» — 125 лет

В истории искусства не редки случаи, когда отдельное произведение становится определяющим для всей биографии автора. Так получилось с картиной Валентина Серова «Девушка, освещённая солнцем». Художник закончил работу над портретом 125 лет назад. «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я – важностью своего назначения», – так писала о памятном лете та самая девушка, героиня портрета – Мария Симонович. По случаю торжественной даты её французские потомки приехали в Третьяковскую галерею, где больше века хранится знаменитый портрет. Радость встречи с бабушкой. Жан-Мишель Львов не входит – влетает в серовский зал Третьяковской галереи, за ним подтягивается и многочисленная родня. Все они – потомки вот этой «Девушки, освещенной солнцем», которую далеким и, по свидетельству историков, прохладным летом 1888 года писал русский художник Валентин Серов.

Портрет девушки, освещенной солнцем, художник написал в усадьбе Домотканово Тверской области. По воспоминаниям самой портретируемой, Марии Симонович, обширный парк с липами создавал какую-то таинственную атмосферу: после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце сквозило по лицу сквозь листву.

Начинающему художнику Серову – 22 года, он только что вернулся из путешествия по Италии, и его переполняет ощущение праздника жизни и света.

«В письме своей будущей жене он писал, что его так радует живопись старых мастеров, которые умели жить беззаботно и писать легко и беззаботно, и он говорит о том, что он тоже это хочет», – рассказывает старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.

В то лето художник гостит в большой семье своей тетки – Аделаиды Симонович – основательницы первого детского сада в России. У Аделаиды своих четыре дочери. Мария – девушка, освещенная солнцем – старшая из них и приходилась двоюродной сестрой Серову.

«А через два года – в 1890 – семья переехала во Францию, потому что мать Марии, Аделаида, была специалистом по детским садам, – рассказывает Жан-Мишель Львов. – Она уехала туда учиться новой методике воспитания детей в Париж. А потом случилось так, что Соломона Львова – моего сурового деда – попросили встретить Марию на вокзале – вот так и состоялось знакомство, и вскоре они поженились».

Жан-Мишель сверяется с генеалогическим древом – в нем запросто можно запутаться, а вот художник Иван Голицын, кажется, все помнит наизусть – согласно этому древу, Мария приходится ему прабабушкой.

«Мария Яковлевна была художником и скульптором, – говорит Иван Голицын. – Об этом знают немногие, потому что как-то так получилось, что многие ее работы не отливались в гипсе, а оставались в глине – во времена лихолетья и революции пропали. Она лепила с натуры портрет Валентина Серова – то есть он писал ее – а она лепила его».

Если в семье Голицыных много художников и геологов, то по французской линии все ушли в естественные науки: суровый дед Жан-Мишеля – Соломон Львов, муж Марии – по профессии был психиатром, а по убеждениям – анархистом. Именно поэтому второй портрет своей жены, написанный художником Серовым много позже, попал в Музей д’Орсе, а не в Третьяковскую галерею.

«Он не одобрял существующий режим Советов, – вспоминает Жан-Мишель Львов. – Картина перешла к моему дяде Андре Львову – он был микробиологом и лауреатом Нобелевской премии 1965 года, потом Андре и Стефан – мой отец, он был инженером, — стали обсуждать, что же делать с картиной, и было принято решение передать картину музею д’Орсе, потому что эта страна нас приняла».

Жан-Мишель вспоминает, что дом Соломона и Марии был открыт для всех русских в Париже – для тех, кто хотел бы взглянуть на портрет и просто поговорить, в доме всегда стоял самовар. Кстати, этот второй серовский портрет планируют показать в России в 2015 году – в Третьяковке готовят большую выставку, посвященную художнику. Мария мечтала, чтобы они находились рядом. Сам Серов, кстати, считал «Девушку, освещенную солнцем» своей лучшей вещью, сообщили на tvkultura.ru.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *