Это неверно – воспринимать город как набор нужных адресов. Не по-человечески. Город хоть изначально и далекая от гармонии среда обитания человека, все-таки за два с лишним века так называемого просвещения русское общество сделало из него открытки, картинки, модели взаимодействия человека и всех его потребностей: материальных, социальных, культурных и духовных. Город стремился к гармонии. Это все куда-то делось за последние десять лет очень быстро. И первое, что пало жертвой торжества материальных потребностей, стал облик города.
Наша Тверь всегда была красавицей. Нет ничего душевнее, чем разглядывать ее на старых открытках, но вместе с душевностью рядом и чувство утраты.
Утрата лица Твери – тема слишком большая и сложная. Мы начнем ее с актуального. С рекламы. Реклама – это сегодня стержень, вокруг которого вращается все материальное воплощение жизни человека, и главный ее принцип, об этом вам скажет любой «рекламщик», – уцепиться в вашем сознании: через уши и глаза. Повседневную рекламу условно можно разделить на цивилизованную и дикую. И не удивляйтесь, город портят обе. Начинается она с диких объявлений на столбах, асфальте и водосточных трубах, заканчивается билбордами, закрывающими едва ли не половину фасадов зданий.
Навести порядок
Попытки привести уличную рекламу к неким стандартам делались и раньше, только заметных сдвигов не происходило. Движение пошло после того, как область возглавил Андрей Шевелёв: с центральных улиц стали пропадать портящие облик города «растяжки», появилось много социальной рекламы, выполненной в едином стиле. Да и в целом новая губернская власть сразу обозначила свою позицию – в Твери нужно наводить порядок, город необходимо благоустраивать. В том числе это касается и рекламы.
Недавно в региональном Правительстве представили новую концепцию наружной рекламы Твери. При разработке документа учитывался и новый генплан города, и схема дорожно-транспортной сети, памятники истории и культуры, а также архитектурные ансамбли.
Акцент, сделанный на историческую часть города, задушенную рекламой, спрятанную за мельтешащие рекламные щиты, баннеры, панель-кронштейны на столбах, тумбы, штендеры и прочее, был поставлен верно. Убирать все это из центра города – мера популярная, вызвавшая одобрение горожан и понятное недовольство рекламодателей.
В соответствии с этой концепцией, территория Твери делится на пять зон. Береговая зона предполагает полное запрещение всех видов рекламных конструкций, за исключением остановочных павильонов; на пешеходной части улицы Трехсвятской разрешается размещение только щитовых конструкций «сити-формата» (площадью не более 1,8х1,2 метра); в заповедной зоне появятся рекламные носители не более 10 квадратных метров. На придорожных полосах жилой застройки предлагается размещать конструкции площадью более 10 квадратных метров, а в зонах промышленной застройки разрешены абсолютно все виды рекламы, кроме растяжек, запрещенных по всему городу.
Разработчики концепции обещают и единое стилевое решение конструкций. Хочется им верить, хотя ждать быстрого результата не стоит.
По словам начальника главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области Ларисы Таланиной, до конца текущего года согласовать концепции размещения наружной рекламы должны все муниципалитеты.
Язвы на теле города
Наши глаза, действительно, уже пресытились этой пестротой. И создает этот цветовой винегрет и нагромождение конструкций не только реклама, но и вывески. С вывесками дела обстоят еще хуже. Мы идем по городу и приходим в ужас от происходящего. На улице Новоторжской обезображен знаменитый дом Вагановых – дом с атлантами, фасады Трехсвятской не разглядеть: они переливаются, перемигиваются какими-то дикими марсианскими цветами, громоздкими вывесками. Очень жаль здесь и старый трамвай, который из достопримечательности превратили во что-то уродливое и безликое. Одним из самых вопиющих примеров рекламного «убийства» памятника архитектуры является дом 26/38 на пересечении с бульваром Радищева, в котором расположен книжный и канцелярский магазин. Реклама во всех видах, как язвы, покрыла боковой фасад здания. В Заволжье надежно укрыт рекламой бывший библиотечный коллектор – здание начала XX века. И таких примеров масса.
Кажется, собственники и арендаторы воспринимают фасады своих зданий лишь как рекламную площадь: реклама в окнах, на крыше, над дверями и в дверях, рекламные козырьки, рекламные ножные коврики. Смотрится это дико. К слову, закон № 98-ФЗ от 7 мая 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уже запрещает размещение рекламы в оконных проемах. Мы уже не говорим о том, каков процент всего этого безобразия размещен незаконно. При видимом отсутствии мониторинга над размещением рекламы в вопросах законности, думается, что высокий.
На изменение облика города и насыщение его информационным шумом и реклама, и вывески «работают» вместе, однако этот тандем юридически очень разнороден.
Рекламой признается информация, которая размещается с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, продвижения товаров на рынке. Вывеска – это обязательная информация. Иными словами, если над входом или рядом написано «Тверские ведомости» – это вывеска, если «Тверские ведомости» написано на торце здания или на крыше – это реклама. Впрочем, тут тоже много путаницы задает еще и понятие «информационной конструкции». Вопрос разграничения этих понятий тонкий, и, как признаются эксперты, он еще не отработан даже на федеральном уровне.
Пока же мы говорим только о рекламе. Вывески остаются. Какое зло при этом больше (при условии их разностильности и принципа «кто во что горазд»), еще можно подумать. Поэтому следующим этапом в наведении порядка на городских улицах станет и разработка концепций по размещению информационных конструкций, ну и вывесок заодно. Когда эти регламенты придут в Тверь, пока неизвестно – еще с рекламой не разобрались до конца.
Нужна интенсивная терапия
Сейчас идет лишь подготовка во всех муниципалитетах схем размещения рекламных конструкций, которые должны быть приняты до 1 января 2014 года. Потом уже можно будет говорить о результатах.
– Получим ли мы чистый от рекламы исторический город после вступления в силу всех этих правил? Мы к этому стремимся, – говорит Юрий Круглов, главный специалист отдела рекламы управления потребительского рынка и контроля администрации Твери. – Думаю, мы будем близки к этому. Наша задача не только открыть облик старого города, но навести порядок на этом поле в целом.
Хочется надеяться, что так и произойдет, хотя уже понятно, что в свете новых изменений в закон рекламный рынок будет мимикрировать и изворачиваться, пользоваться путаницей в понятиях, искать бреши в законодательстве. Порядок будет только тогда, когда ответственность за город будут осознавать все: и власти, и граждане, и продавцы, и покупатели. Все-таки город в рекламных оспах – это прежде всего симптом неблагополучия, какого-то сбоя, находящегося внутри большого организма. Поэтому и вылечить его кремами не получится, тут нужна интенсивная терапия, чтобы хорошая инициатива не превратилась в дурной макияж.
Антон БЕРЕЗИН
Фото Александра ДЫЛЕВСКОГО
Добавить комментарий