О кресте спасения

Многое можно сказать об этих столпах Церкви, об их роли в истории христианства. Думается, каждый (и не только христианин), кто брал в руки Новый Завет, много раз встречал их имена на страницах Евангелий и Деяний апостольских, читал их послания. Не подлежит сомнению верховная роль и Петра, и Павла в формировании Церкви. Два этих апостола олицетворяют не просто начало Церкви, а как бы являют собой ее символический образ: равноконечный крест с вертикальной и горизонтальной перекладинами.

Апостол Петр – это образ властной, иерархической вертикали в Церкви. «Ты Петр, на сем камне созижду Церковь Мою», – говорит Христос. Это иерархическая вертикаль, она очень важна, она поддерживает церковную традицию, она создает преемственность, она сохраняет дары Духа Святого, переданные апостолам в день Пятидесятницы, она восходит к Самому Христу. Но иногда мы видим, что эта вертикаль довлеет, бывает очень жесткой, как, например, в католической церкви до середины XX века.

А апостол Павел как бы олицетворяет в Церкви внутреннюю свободу организации и построения общины. Ибо общины и составляют основу Церкви, из них она и состоит. Послания, которые оставил Павел, а за ним и другие апостолы, очень важны для понимания того, как поступать, чтобы первичные ячейки Церкви, ее общины, жили правильной жизнью. Ведь и в самом начале христианства у общин были проблемы. И многие послания Павла написаны по поводу конкретных проблем конкретных общин в отдельных городах: Коринфе, Эфесе, Филиппах, Фессалониках. И Павел разъясняет, как эти проблемы надо решать: по любви, кротости, добродушию, милосердию. Но там, где необходимо, нужно проявлять строгость и жесткость – например, в отношении к нетерпимым языческим порокам. Он писал, как относиться к миру, как относиться к впавшим в грехи братьям и т.д.

А теперь, если сейчас посмотреть на протестантский мир, то мы увидим, что там есть множество общин, и многие из них уже не очень-то и помнят (да часто и скрывают) свои истоки, даже о Христе не все проповедуют, что Он Бог. Общины меняются, объединяются в ассоциации, союзы, напоминающие толки и согласия у наших дореволюционных сектантов. Но вертикали у них нет, и поэтому влияние современного мира так разрушительно в нравственном и духовном плане на них действует.

Вертикаль и горизонталь в соединении дают крест спасения. Если преобладает вертикаль, получается достаточно жесткая структура, что не очень хорошо для развития общин. На этой почве закладываются благоприятные условия для деятельности псевдопротестантских сект, в основном харизматического толка (неопятидесятники и другие). Практически не имея серьезной альтернативы, получают свое развитие и внутренние течения в Православной Церкви, такие как «кочетковцы» (группы последователей священника Георгия Кочеткова) или «ревнители». Они создают общины, они зовут к себе, но делают это вне приходской жизни, они выделяют себя из среды Церкви. Это явно не способствует церковному миру и гармонии. И спасительного креста не получается.

Крест – это орудие спасения, который Господь нам дал. Но если посмотреть на него как на символ нашей существующей Церкви, мы увидим, что и в прошлом или вертикаль, или горизонталь в ней преобладала. А нужно, чтобы оба начала церковных – и иерархическое, и общинное – развивались в гармонии и не подавляли друг друга. К этому давайте и будем с братской любовью стремиться в своей жизни, вспоминая первоверховных апостолов Петра и Павла.

Сергий ДМИТРИЕВ,

протоиерей

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *