Несокрушимая обитель

Когда-то Христорождественский женский монастырь окружали густые леса. Предполагают, что он был основан в конце 14 века на высоком месте правого берега реки Тьмаки, которое по сей день называют Рождественскими горками, по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского, всем сердцем  любившего  монашескую жизнь. Может быть, поэтому тоже хранил Господь эту святую обитель, которая  за свою более чем пятисотлетнюю истории претерпела множество невзгод. Но каждый раз возрождалась из пепла краше прежнего.

Сведений о том, как жила обитель в 15 веке, не сохранилось. Но можно уверенно сказать, что к началу 16 века она была широко известна не только в Тверских пределах, но и в Москве. В 1513 году царь Василий Иванович присылает на имя игуменьи Александры жалованную грамоту. По этой грамоте игуменья и священники освобождались от всех поборов и пошлин, им также предоставлялось право быть подсудными в делах духовных владыке Тверскому, а в делах уголовных – самому царю. В 1555 году царь Иоанн Васильевич Грозный выдал игуменье Евфимии подтвердительную грамоту на грамоту 1513 года.

Благоустройство и укрепление обители продолжалось вплоть до всеобщего литовского разорения, когда Христорождественский монастырь был разграблен и опустошен, храм и кельи сожжены, сестры разогнаны или перебиты.

Но святое место опустело не надолго. В 1613 году игуменья Аполлинария с пятью уцелевшими монахинями вернулись на пепелище, чтобы возродить обитель. Привилегий монастырь уже не имел никаких. Наоборот, царь Михаил Федорович ввел усиленные налоги и подати на все сословия, в том числе и на монастыри: казне нужны были деньги на ликвидацию последствий польско-литовского нашествия.

В 1646 году царь Алексей Михайлович прислал монастырю богатые дары. На эти деньги построили деревянную церковь с двумя престолами – во имя Алексия человека Божия и во имя святителя и чудотворца Николая. Книги, ризы и вся утварь церковная были пожертвованы для этой церкви самим царем.

Как видим, на протяжении своего 500-летнего существования монастырь был не просто свидетелем драматических событий российской истории. Он был опорой народной духовности и силы, и как свидетельствует та же история, эту его созидающую роль особо ценили правители на Святой Руси.

Нуждаемся ли мы, граждане сегодняшней России, в возрождении своей духовности? Хватит ли у нас сил, чтобы с честью пройти через выпавшие на нашу долю испытания. Найти ответы на эти вопросы нам помогает отечественная история.

Как мы уже говорили, у Христорождественского монастыря непростая история. Он был фактически закрыт в 1922 году, когда монахиням приказали освободить помещения и поселили в кельях работниц текстильных фабрик. В главном храме монастыря – Христорождественском соборе, творении великого Росси, многие годы размещалось спортивное общество «Спартак». Более чем полувековое пребывание спортсменов в здании храма сильно ему повредило. Мало того, что церковное здание было изуродовано устройством там раздевалок и душевых, плесень от постоянной сырости, протекающая кровля, десятилетиями не ремонтированный фасад довершали постепенно дело разрушения. Если бы не поворотный момент в истории государства и Русской Православной Церкви, которым стало 1000-летие крещения Руси. Празднование это было истинно всенародным, и с этого знаменательного момента начался отсчет нового времени – время возрождения порушенных храмов и обителей. 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение возобновить монашескую жизнь в Христорождественском монастыре. Настоятельницей обители была назначена монахиня Лариса (Лобанова) из Екатерининского женского монастыря в Твери. А 16 августа обители был возвращен главный ее храм – Христорождественский собор.  Со временем монастырю были переданы и другие храмы обители – Троицкая больничная церковь и церковь Николая Чудотворца, изначально  находившаяся  за монастырской оградой и  наиболее пострадавшая от размещавшихся там  производственных цехов, произведен землеотвод. И хотя Комплекс Христорождественского женского монастыря является памятником федерального значения, восстанавливается он отнюдь не теми органами охраны культурного наследия, которые по закону отвечают за него, а самим монастырем, слабыми женскими руками, которые, как показывает история, не раз поднимали монастырь из пепла. Откуда только силы берутся!  Впрочем, начнем по порядку.

                                                             ***

Родилась игуменья Лариса в Москве. Ее раннее детство прошло на Дубровке,  впоследствии  получившей печальную известность по всему миру из-за случившейся там трагедии.

Через  низенькое окошко крошечной комнатки, в которой жила семья, маленькая Люба  видела растущие во дворе тополя и … желтые одуванчики. Эти яркие весенние цветы почему-то особенно врезались в память, если видит она их так явственно даже сейчас, спустя столько лет.

В этих весенних,  ярко-солнечных цветах для малышки сконцентрировалась тогда вся красота мира, все радостное и удивительное, что еще предстояло еще ей увидеть и пережить. Именно тогда она впервые задумалась о вечном: люди взрослеют, стареют и умирают. Их не будет  на  земле, а тополя будут стоять и одуванчики цвести… Вы спросите, уважаемый читатель: может ли такое быть, чтобы ребенок так рано и столь серьезно задумывался о смысле жизни? В связи с этим – встречный вопрос: а что мы вообще знаем о духовной жизни своих детей, особенно когда они так малы и беззащитны?

Любе повезло. У нее была дружная семья: мама, папа, старший брат. Маленькую девочку любили и баловали. Когда в десять лет девочка самостоятельно записалась в музыкальный кружок, родителям пришлось купить ей пианино: она просто поставила их перед фактом.

Семья получила квартиру и переехала туда с Дубровки. Люба пошла в московскую среднюю школу № 450. В ней очень рано проснулась тяга к искусству. Она не только читала об этом умные книги, но и сама пыталось творить. Занималась в театральной студии, в художественной школе по классу скульптуры. Ее преподавателем была Валентина Николаевна Шиповская – ученица знаменитого  скульптора, народного художника, академика Матвея Генриховича Манизера. Говорят, что в этом виде искусства Люба подавала надежды.

То чувство, которое посетило юную душу Любы в тесной комнатке на Дубровке, не проходило. Просто оно оформилось в осознанный поиск вечного, непреходящего. Раз земная жизнь рано или поздно кончается, нужно наполнить свою жизнь чем-то очень важным, самым лучшим и самым прекрасным, что есть на этом свете. Наивысший продукт цивилизации – это культура и  искусство. Естественно, что и жизнь было решено посвятить служению искусству.

После окончания школы решила поступать в музыкальное училище. Те, кто занимался с Любой, говорили, что у нее хорошие данные для этого, что она поступит обязательно. Но вот удивительное дело:  перед самым прослушиванием у нее пропадал голос. После окончания сроков вступительных экзаменов  он восстанавливался так же неожиданно. Матушка Лариса вспоминает об этом времени с доброй улыбкой: «Видно, не было на то Божией воли!».

Она очень часто ходила в Третьяковку, могла пропадать в ее залах днями.  А так по соседству с этим храмом искусства находился храм – иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Люба стала заходить туда. После шума московских улиц там царила тишина, и  ее накрывал какой-то неизъяснимый покой. «Там витал дух старины, была настоящая, неподдельная Русь, и  я сама чувствовала себя ее крохотной частичкой, — вспоминает о том времени матушка Лариса. –Меня все время тянуло в храм, будто там мои корни. После того, как в очередной раз провалилась на экзамене в музыкальное училище, пришел помысел: попробовать петь в храме. Стала заглядывать в храмы и спрашивать, не возьмут ли ее на клирос попеть, поучиться. Мне, естественно, отказывали».

Конечно, отказывали. Ведь Люба выглядела  так, как выглядели в большинстве своем  московские девушки  начала 70-х. (Каковой она, впрочем, и была). Высокая, стройная. Густые каштановые, слегка вьющиеся волосы, на лице – немного косметики, подчеркивающей  тонкость черт и ясность глаз. Общее впечатление дополняли туфли на высоких каблуках и  модная юбка. Служащие в храме понимали, что перед ними человек явно невоцерковленный — эдакая барышня, которая хочет петь.  А вот в одном храме ее внешнего вида не испугались. Это было в церкви Воскресения Славущего, что стоит в переулке Аксакова. И была там одна замечательная женщина, Нина Игоревна Фортунатова, регент левого клироса. Она взяла девушку под свое крылышко: стала опекать,  давала читать духовные книги. 

Люба очень любила ходить в театр. Каждое такое посещение превращалось для нее в  праздник. Но занавес опускался, и по возвращении домой ее не покидало ощущение возникшей пустоты. И тогда она поняла, что насытить свою душу просто искусством ей не удастся.  А вот когда стала петь в храме, воцерковляться, — пришла к пониманию: на этот раз она нашла то, что ей было нужно.

И настал момент, когда Люба пришла к своему духовнику и сказала: «Хочу быть монахиней, и как можно скорее!»  Это было в 1989 году. После принятия такого решения она еще два года жила в миру: монастыре только- только начали открываться, это было самое начало возрождения монашеской жизнь по Святой Руси.  Монастырь в Коломне существовал всего месяц, когда Люба поступила в него,  она оказалась в числе первых насельниц.

В Коломенском монастыре она провела  три с половиной года вместе с матушкой Евпраксией, в то время послушницей Екатериной. В Коломну время от времени приезжала студентка филологического факультета МГУ, финка по национальности. Она несла послушание вместе со всеми сестрами: мыла посуду, помогала на кухне, выполняла всякую другую работу. И однажды она  предложила сестрам Ларисе и Евпраксии  поехать вместе с нею в Тверь, куда она получила благословение возглавить  монастырь в Твери. Он еще должен был возродиться, в том числе и трудами его самых первых насельниц.  Коломна к тому времени была уже многолюдным монастырем, там было около ста сестер.

Матушка Иулиания по сей день является настоятельницей Екатерининского женского монастыря в Твери, а тогда это был просто приход при Екатерининском храме.

В 1999 году м. Лариса неожиданно для себя узнала, что было принято решение Синода Русской Православной Церкви о назначении ее настоятельницей в Христорождественский женский монастырь. Это был уже третья по счету обитель, для возрождения которой  приходилось все начинать с нуля. Естественно, что ни о какой государственной поддержке на восстановление монастырских зданий, в большинстве своем являющихся памятниками архитектуры федерального значения, речи не шло. Средства на их восстановление приходилось изыскивать самим. Интересная история получается: разваливали-то всей страной, а восстанавливать пришлось на энтузиазме отдельных избранных личностей. Но они были действительно избраны, отмечены высшей волей, если все-таки средства находились и дела продвигались.

У игуменьи Христорождественского женского монастыря м. Ларисы была хорошая школа.

 

                                                                ***

Мы не будем сейчас подробно вспоминать, как возобновлялась монашеская жизнь в обители. Скажем только, что первые три года насельницам приходилось ютиться в цокольном этаже собора, где когда-то размещались раздевалки и душевые. Кроме храма, монастырю ничего не передали. Во всем комплексе зданий для настоятельницы не нашлось даже комнаты, поскольку все монастырские кельи, были заняты квартиросъемщиками.

Надо отдать должное настоятельнице монастыря, которая взвалила на себя по-настоящему титанический труд по возрождению обители. Возрождения в самом широком и благородном смысле этого слова: не только налаживания монашеской жизни, но и восстановления всего монастырского комплекса.

А комплекс этот по-настоящему прекрасен. И даже простое пребывание в нем – среди страниц его каменной истории может многое сказать русскому сердцу. Монастырь – это единый архитектурный и исторический комплекс. И именно как комплекс он представляет особую ценность. В облике его построек отразились различные периоды архитектурного развития тверских земель: зрелый и поздний классицизм, русский и неорусский стили. То, что мы называем общим словом «кельи» – на самом деле цельный ансамбль прекрасных зданий, замыкающий площадь монастыря с западной стороны. Речь идет о Спасской надвратной церкви с настоятельским и трапезным корпусами. Они были построены в 1800-1805 годах. Автор проекта неизвестен, но в литературе высказываются обоснованные предположения об авторстве знаменитого на весь мир зодчего Николая Александровича Львова.

И вот что удивительно: несмотря на все перипетии своей истории, монастырский комплекс достаточно цельно и компактно сохранился. Не только древняя Тверь, но все Подмосковье, весь Центральный регион  России  в этом отношении имеет у себя уникальный памятник, который может стать одним из центров возрождения русской православной культуры.

Но время, да и людская недальновидность, конечно же, нанесли утраты монастырскому комплексу. Наиболее значительной из них, по оценке специалистов, явилась разборка в 1925-30г.г. надвратной трехъярусной колокольни, выразительного памятника в стиле зрелого классицизма. Сегодня, благодаря титаническим усилиям игуменьи Ларисы, этот памятник начинает восстанавливаться. В 80-е годы были окончательно уничтожены остатки монастырской ограды и встроенные в нее две башни конца 18 века. До последнего времени мы могли любоваться ими  только на страницах специальной литературы. Начиная с нынешнего года мы можем видеть их воочию, на своих прежних местах.

Стараниями игуменьи Ларисы Христорождественский собор включен в программу «Культура России» по перечню Русской Православной Церкви. Три года реставрационных работ на памятнике архитектуры великого Карла Росси уже дали свои результаты6 свод храма расчищен, и взору предстала необыкновенное в своей манере исполнения изображение Господа Саваофа с Младенцем Христом на коленях, окруженного сонмом ангелов, двенадцати апостолов в оконных проемах барабана…

Реставраторы, которые трудились и трудятся над восстановлением   Христорождественского собора, говорят: чем дальше продвигаются работы, тем более захватывающими и интересными они становятся. Кто знает, может быть, то неосознанное стремление к прекрасному юной  москвички Любы Лобановой наконец-то обретает реальные очертания: возвращать к жизни пусть порушенное, но все равно прекрасное творение души и рук человека, устремлённое к Богу.

 Надежда НЕСТЕРОВА, член Союза журналистов России,

 заслуженный работник культуры России,

 член президиума Тверского областного совета ВООПИиК.

 

Реквизиты Православного Христорождественского женского монастыря:

 ИНН 6904031170/ КПП 690401001

Религиозная организация Православный Христорождественский

женский монастырь

р/с № 40703810563070100290 в Тверском ОСБ № 8607,

г. Тверь к/с № 30101810900000000679БИК 042809679

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *