«Я еще подлетываю»

«Подлетывает» товарищ полковнике на «тишечке» – самолете ЯК-18т. В Тверском аэроклубе имени Громова есть Яки-50 и 52, на них пилоты занимаются воздушной акробатикой, но Валерий Теплов летает не ради стресса, а для собственного душевного удовольствия и поддержания формы.

Феномен превращения полковников и даже генералов в чиновники, бизнесмены, руководителей всех рангов и типов известен с начала 1990-х. Армия и флот плохому не научат, и крепких хозяйственников, по выражению незабываемого В.С. Черномырдина, они пекли как блины. Самый известный тверской пример. Командующий академией ПВО стал директором Тверского объединенного музея и вывел его в российские передовики.

Тверская кооперация, несмотря на кучу обрушившихся на нее проблем, тоже в чести на республиканской карте. Валерий Теплов избран председателем около четырех лет назад, но вопрос на засыпку его не обескуражил: «Кто вы, товарищ полковник, летчик или руководящий труженик потребкооперации?» Ответ дипломатичен: «Руководитель потребкооперации, где существует армейский стержень».

В подчинении у председателя в абсолютном большинстве женщины, которые, несмотря на демонстративную слабость, имеют нордический характер и поставленные задачи выполняют с армейской выучкой и смекалкой. На самом деле в общении с подчиненными нужна тонкая дипломатия, которой Валерий Теплов овладел до нужного рабочего результата. С высоты полета все результаты жизнедеятельности могут казаться впечатляющими, хотя за штурвалом думается о другом: о красоте и бескрайности земли и неба, о невероятных глубинах человеческой души.

Человека в полет призывают разные обстоятельства, включая закономерность или случай. В Бежецке, где 50 лет назад родился будущий летчик, его отец, Василий Иванович, был знаком с командиром авиаполка, базировавшегося в районе. Командир пригласил отца и сына-школьника посмотреть на ночные вылеты. В школе агитаторы из разных родов войск «сватали» в пограничные зенитно-ракетные войска, в ВДВ. В то время в умах подростков витал крепкий дух романтики, подкрепленный мощным воено-патриотическим воспитанием.

На второй день после 17-го дня рождения Валерий поехал поступать в Армавирское военное училище противовоздушной обороны. Оно готовило летчиков. О тех годах полковник Теплов вспоминает со сладким воздыханием. В училище, как в семье: старшие курсанты опекали младших. Про дедовщину там слыхом не слыхивали. В год поступления – 1980-й – учебному заведению исполнилось 40 лет. Родилось за год до войны, и память о ней была священной. Валерий Васильевич вспоминал, как прибыло курсантское пополнение из Ейска, и как парни были вынуждены возвращаться обратно. Многие расставались с Армавиром со слезами. Училище за кратчайший срок стало для «новоселов» родным домом.

Летать курсант Теплов стал на первом курсе. Были перебои с керосином, но это почти не сказывалось на частоте полетов. Летчиком становятся в воздухе, а не на земле. До сих пор в восхищении от своей учебной машины – Л-29 чехословацкого производвства: «Проще и лучше просто не бывает». За четыре года и два месяца обучения налетал сотни часов. До трехсот в год.

По распределению попал в Одесский военный округ. МИГ-23 были самолетами самых первых выпусков, поступивших в войска. Не самые легкие в управлении, но значительно «умнее» предшественников.

Полтора года у «самого синего моря», а потом – солнечная Молдавия. В Тирасполе пересел в кабину вертолета МИ-24 РХР – радиационно-химической разведки. Служба в Молдавии совпала с чернобыльской катастрофой. «Облетывали объект и окружающие территории», — скупо признается Теплов.

Из 22 лет летной службы эта была самая трудная и самая памятная. Боевая выучка была на такой высоте, которую можно сравнить с Эверестом. Через день летали на полигон. Летчики-афганцы, побывавшие на войне по два-три раза, передавали боевой опыт, который ни за что не получишь даже на учениях. С вертолетов стреляли по целям противотанковыми ракетами. Одна ракета и машина «Жигули» стоили одинаково. В Германии дослужился до летчика 2-го класса. Был штурманом звена (четыре вертолета). Но кому не хотелось стать командиром… Желание молодого штурмана охладил воинский начальник: «В ВВС за боевое применение отвечает штурман. Лучше быть отменным штурманом, чем средним командиром».

Семья главу видела редко. Жилье в общежитии. Однокомнатной квартире обрадовались как манне небесной. Но не тут-то было. Жилье оказалось без горячей воды. Используя воинскую смекалку и сноровку, квартиранты сами проложили к дому трубы.

Германию и другие страны Европы пришлось видеть только с высоты птичьего полета. Неделями стояли на боевом дежурстве. Довелось неоднократно перегонять вертолеты на ремонт в Россию и обратно. Впечатления – будто узнал сразу полЕвропы.

Из песни слова не выкинешь. 19 августа 1991 года Валерия Теплова приняли в партию. В тот день в России объявился ГКЧП. Начальство, далекое от новостей из столицы, на всякий случай до прояснения политситуации устроило парко-хозяйственный день. Неразбериха и анархия, воцарившиеся в России, дошли до Германии. Полк, в котором служил Валерий Теплов, забыли включить в план вывода. Но нет худа без добра. Объединяющаяся Германия стала платить советским летчикам валютой. Зарплата, какая и не снилась.

Потом, помахав ручкой Германии, летчики «распределились» кто куда. Теплова потянуло в родные края. Служил в Мигалове, летал правым пилотом на АН-22. Летал – сказано условно. Поднялся в воздух всего дважды, но не было топлива. Служба в нарядах и караулах. Российская армия вступила в худшие свои времена. Лучшие шесть с половиной лет в Германии казались сладким сном.

Подал рапорт в академию ПВО. Окончил с отличием, сдал кандидатские экзамены. Написал диссертацию – 380 страниц. Закрытая тема. Защитить не удалось. Претендент убежден, что во времена всеобщего вывоза интеллектуальных ценностей на Запад один известный олигарх продал и тепловскую работу. Теперь ее плодами пользуются американцы.

Десять лет назад карьера Валерия Теплова закончилась. Потом началась служба в потребкооперации. С заместителя директора Центрального рынка.

— Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Это Данте. Где оказались вы?

— На судьбу не сетую, а ее благодарю. Порох еще есть в пороховницах, но за державу, как военному человеку, обидно! Я видел силу, мощь и могущество Советской армии, и теперь больно наблюдать, что от нее осталось. Но по натуре я оптимист…

 

«Давным давно, прошли те старые добрые времена, когда Летчик в кожаном реглане до пят и планшетом болтающимся у колена шел по деревенской улице, а впереди его, веселой воробьиной стайкой бежали босоногие мальчишки и кричали: » Летчик, Летчик идет!" —  и даже толстая зеленая муха стыдливо пряталась в щели забора, потому что она не умела делать Мертвую петлю."

 Валерий БУРИЛОВ

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *