Тоже спорт

Одним из наиболее привлекательных и, прямо скажем, неожиданных мероприятий, значащихся в программе Дня города, несомненно, выглядит киберфестиваль «Тверская броня­2013», местом проведения которого выбран колледж имени Коняева. Ключевым событием мероприятия, в свою очередь, станет турнир по онлайн­игре World of Tanks («Мир танков»), уже побившей все мыслимые рекорды популярности в мировом масштабе. И это еще не всё. Оргкомитет фестиваля объявил о создании Тверской ассоциации киберспорта, намереваясь продолжить подобную деятельность на постоянной основе, причем с охватом не только «танчиков», как нежно называют «Мир танков» геймеры, но и других виртуальных игр. Так что же это такое – киберспорт?

 

«World Of Tanks – горевсемье!..»

(Девиз тверского кибертанкового клана [69TVE])

 

В разговорах о готовящемся киберфестивале нередко приходилось слышать что­то вроде: «Да какой фестиваль, вы что?! Тут и так не знаешь, как детей от компьютера оторвать…» И очень хотелось напомнить в ответ, что ровно то же самое говорили лет 30 назад о телевидении, а лет сто назад, как это ни покажется сегодня парадоксальным, – о книгах. Между тем и телевидение, и книги живы и здравствуют до сих пор, а технический прогресс дает всё новые и более увлекательные возможности для временного перемещения из мира реального в мир выдуманный, иллюзорный, виртуальный. Благо, потребность в таком перемещении у человека разумного была, есть и будет. И будет тем более сильной, чем менее привлекательной будет окружающая реальность.

И потому не стоит надеяться, что компьютерные игры исчезнут. Не исчезнут. Скорее, наоборот, на смену им придут еще более технологически изощренные способы «погружения в виртуал». И бороться с ними можно будет, как и сейчас, лишь одним­единственным способом: делая более привлекательной реальную жизнь. А пока – признать наличие компьютерных игр как данности, которая есть и будет, и постараться извлечь из этих игр и привязанности к ним максимум реальной пользы.

 

«Спорт – организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей путем соревнования»

(Из словаря)

 

По большому счету, если отталкиваться от официального определения термина «спорт», у киберспорта не менее веские основания считаться именно спортом, чем, например, у шахмат или шашек. Компьютерные игры требуют уже не только «ловкости пальцев» и отменной реакции, но и немалых интеллектуальных способностей. И неудивительно, что официальная история киберспорта началась еще в 1997 году, когда в США появилась первая лига киберспортсменов. А первой страной в мире, которая признала киберспорт официально, стала, как ни неожиданно, именно Россия: это произошло в 2001 году. Правда, в 2006 году киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта из­за несоответствия требованиям реестра: «развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно­спортивного объединения». Тем не менее Федерация компьютерного спорта России (ФКС) существует, а в 2010 году была принята в члены Международной федерации компьютерного спорта.

Соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные. Наиболее значительным из них является турнир World Cyber Games (WCG), организованный подобно Олимпийским играм и проводящийся ежегодно в разных странах. А среди множества отдельных профессиональных и полупрофессиональных лиг выделяется Европейская киберспортивная лига (ESL), в которой ежегодно разыгрываются значительные денежные призы, причем львиная доля их в последние годы – именно в дисциплине World of Tanks. К слову, турниры по «танчикам» проводятся регулярно и систематически: от региональных чемпионатов до мировых, последний из которых, в рамках WCG­2012, состоялся в Китае в минувшем декабре. А теперь подобный турнир, хоть и в ощутимо меньшем масштабе, впервые пройдет и в Твери.

 

«Если нечто нельзя предотвратить, ее необходимо возглавить»

(Из шуточных заповедей умного начальника)

 

Вполне понятно, что полученные в ходе компьютерных игр знания, навыки, умения, да и просто интересы можно перенести и в реальную жизнь. Было бы желание да нашлись бы организаторы таких переносов. Поэтому в мире столь популярны и ролевые игры по мотивам компьютерных, и косплеи (костюмированные балы) – также по мотивам игр, и многие другие, аналогичные по замыслу, мероприятия, призванные, в частности, вытащить геймеров из­за компьютеров в реальную жизнь, хотя бы ненадолго. В спонсорах, как правило, нет недостатка, ведь аудитория игроков, значительную часть которой составляют именно молодые люди, огромна и постоянно растет. Что же касается World of Tanks, то с ней в этом плане ситуация уникальна, как, впрочем, и сама игра.

Дело в том, что в игре, проходящей на виртуальных копиях реально существующей бронетехники, «кибертанкист» вынужден не просто наращивать реакцию или учиться действиям «в команде», но и изучать огромный слой дисциплин, которые могут пригодиться ему в реальной жизни. В диапазоне от истории вооружений до тактики танковых боев или, например, свойств бронепробиваемости снарядов. А с учетом преимущественной молодости геймеров это огромное и пока не паханое поле деятельности для исторических клубов, ДОСААФ, военно­технических и патриотических организаций. К слову, организаторы киберфестиваля намерены по его окончании проводить экскурсии в Кубинку, в музей бронетехники, по местам боевой славы, в воинские части. И нет сомнений в том, что эти инициативы станут и востребованными, и даже популярными. Доказательство тому – уже активно и успешно действующие в разных регионах нашей страны «клубы виртуальных танкистов» или подобные организации.

***

Но это всё в перспективе. А сейчас ударными темпами продолжается подготовка к первому в Твери киберфестивалю, в ходе которого, как ожидается, около полутысячи «танкистов» вступят в «бой» одновременно на 50 компьютерах. Готовится и историческая, и культурная программа, ведь в планах организаторов – сделать фестиваль главной военно­патриотической площадкой в программе Дня города. Причем не только нынешнего.

Игорь ВЛАДИМИРОВ

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *