На фоне оживившихся в последнее время разговоров о превращении Тверской области в курортнотуристический рай мы не могли не заинтересоваться, как и когда можно такого превращения ожидать. Началось лето, пора подумать об отдыхе. А ктото уже и отдыхает, в том числе и в Тверской области, причем среди таких отдыхающих все больше и больше приезжих.
Так – когда и как? На эту тему мы беседуем с Олегом Лебедевым, председателем постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству.
Олег Лебедев плотно занимается этой тематикой и всячески продвигает развитие туризма в регионе.
– Все так. Тверская область уже многие годы и десятилетия притягивает к себе туристов и из других регионов, и даже из других стран. Это объяснимо: здесь есть что посмотреть, где отдохнуть, а географическое положение области, между двух столиц, делает ее местом не только приятного, но и вполне достижимого и доступного отдыха. Так что было бы по крайней мере недальновидно не использовать этих базовых условий и не обратить особое внимание на развитие именно курортнотуристической отрасли.
Хочу особо подчеркнуть: курортнотуристическая отрасль, туризм – это отрасль экономики. Именно экономики. Это важно. Да, это и отдых, и культура, но в первую очередь это – экономика. И эта отрасль, как и любые другие, вполне способна приносить прибыль, хотя и требует (тоже – как и другие отрасли) и соответствующих вложений, и соответствующего развития.
– Но вы сказали, что в область и так уже едут туристы. Значит, их устраивает то, что есть сейчас?
– Когото устраивает, когото нет. Если развивать эту отрасль, то понятно, что целью ее должно быть привлечение максимального числа гостей. А для этого нужно, чтобы, в идеале, конечно, устраивало все и всех. Сейчас у нас есть лишь несколько основных туристических точек, к тому же обустроенных не самым лучшим образом. (Я имею в виду все: и дороги, и транспортное сообщение, и связь, и вообще все в комплексе.) Необходимо и их привести к международным стандартам, к соответствующему уровню привлекательности, и готовить, обустраивать новые такие точки, которых потенциально в нашем регионе достаточно много.
Для реализации этих планов мы, в частности, внесли изменения в закон Тверской области «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков», введя понятие туристическорекреационных парков. То есть парков именно данной направленности, причем, что важно, располагающихся на территории не одного, а нескольких муниципалитетов. Такое нововведение позволит более системно и, что самое главное, комплексно подходить к реализации стратегии развития туризма в регионе. А если нам удастся включить наши проекты и в федеральную программу, то это будет еще более способствовать скорейшей их реализации.
– Известно, что, согласно упомянутой вами стратегии, вся область разделена на определенные зоны. Что это за зоны и как именно они определялись?
– Вопервых, уточню, что туризм бывает разный. Ктото едет порыбачить, ктото – осмотреть исторические памятники, ктото – провести деловую встречу, а ктото – полечиться в местных здравницах. Существует даже официальная классификация видов туризма: агротуризм, деловой, социальный и так далее. Практически все они вполне доступны для реализации в нашем регионе. И делили область на зоны мы именно с учетом ориентации каждой из них на какието конкретные его виды. Самих же зон восемь: «Московское море» и «Селигер» (что понятно), далее – «Жемчужная нить» (Кашинский, Калязинский, Кимрский районы), «Карельская тропа» (Лихославльский, Спировский, Рамешковский, Максатихинский), «Великое Троеградье» (Калининский, Торжокский, Старицкий), «Балтийская стрела» (районы вдоль трассы Москва – Рига), «Русская Венеция» (Вышневолоцкий, Удомельский, Бологовский) и «Бежецкий Верх» (районы от Бежецка и севернее).
Еще раз отмечу, что предполагается именно комплексный подход к развитию туризма в этих зонах – с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечения и так далее. Не случайно ведь считается, что каждое вновь созданное рабочее место в курортнотуристической отрасли влечет за собой создание сразу нескольких рабочих мест в отраслях смежных. И это понятно: туристов надо не только непосредственно обслуживать, но и обеспечивать все сопутствующее, в диапазоне от дорог до индустрии питания. Так что туризм может стать в некоторой мере ведущей отраслью, стимулирующей развитие отраслей иных. Как, собственно, оно и есть во многих странах и как вполне может быть и в нашем регионе с учетом его потенциала.
– В последнее время стали много говорить о «государственном пиаре», «региональном пиаре» и так далее. Все, что вы рассказали, касается того, что надо сделать. А что предполагается для продвижения, для рекламы сделанного или делающегося?
– Разумеется, и в этом направлении мы работаем, но на первый план ставим все же задачи именно в плане «сделать», а не «отрекламировать». Ибо, по моему убеждению, рекламировать надо уже хороший, полностью готовый, качественный продукт. Чтобы не было так, что человек поддался рекламе, приехал и… ожидания не оправдались. Такого не должно быть, иначе получится лишь «антипиар». Хотя, разумеется, в области есть отдельные территории, отдельные пункты, которые можно продвигать уже сейчас. Да и для любителей экстремального туризма тоже возможности имеются в избытке.
Отмечу, кстати, еще один элемент стратегии, реализация которого уже не за горами и который имеет прямое отношение к «пиару». Это – создание туристическоинформационных центров. То есть специальных структур, призванных максимально помочь уже прибывшим в регион (или на некую территорию региона) туристам, предоставить абсолютно всю, в полной мере, интересующую их информацию, оказать достаточный набор услуг. Это – целая структура, опять же комплексная, и таких структур на территории области будет несколько. Первая откроется в Конакове, что понятно в связи с фестивалем «Нашествие», проектами «Большое Завидово» и «Тверь Марина». Второй – в Твери, кстати, в здании речного вокзала. Решение об этом уже имеется.
Будем надеяться, что нам все удастся и уже в достаточно скором будущем Тверская область действительно станет курортнотуристическим раем. Все возможности и предпосылки для этого есть. Ну а самому региону туризм принесет немало пользы и станет одной из основных отраслей его экономики.
Игорь БОГАТЫРЁВ
Добавить комментарий