Евангельский рассказ завершается такими словами: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь». (Лк. 24: 50-53)
В этом месте Евангелия для мирского человека заключена некоторая непонятность. Вроде бы чего хорошего – любимый Учитель был распят, умер, но воскрес, являлся ученикам, ел и пил с ними, утешал, все объяснял, и вдруг — опять пропал, опять они одни остались. А у них «великая радость»?
Но расставание Вознесения было не тем расставанием, которое было у учеников при предании Христа и Его распятии: там были страх, мучение, неизвестность. А теперь они были уже укреплены обещанием Утешителя. И поэтому они пребывали в радости. Когда Господь явился после Воскресения, он уже преподал апостолам Духа Святого (см. Ин. 20: 22), они не были прежними испуганными рыбаками. После Воскресения Христова в них действовала сила Божия.
Если бы Господь не вознесся, Он, вероятно, был бы «лидером общины», учителем, если называть мирским языком, и эта община всегда бы концентрировалась на личности руководителя: куда он, туда и ученики, без обсуждений, без особой свободы. Когда Христос ушел, он оставил свободу для учеников – созидать и расширять свою общину. И община начала расти на весь мир. Каждый ученик стал тем зерном, которое Господом, как в притче о сеятеле, было посеяно в землю: двенадцать апостолов, семьдесят апостолов, жены-мироносицы, стали теми зернами, которые дали богатые всходы.
После Вознесения Христова в Церкви начинает действовать свобода человека. Господь задумал так, чтобы, приняв евангельское слово, человек мог сам, утверждаемый Духом Святым, жить и действовать дальше. Деяния апостолов, первые главы, показывают, что ученики так и поступили.
И еще одно объяснение радости учеников после Вознесения — Господь обещал им, что опять придет так же, как и уходил: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 10-11). Но Христос обещал, что Он придет вновь уже в силе и славе, как Царь и Судия. И это тоже повод для радости. Потому что, несмотря на известные всем страшные (больше по европейским гравюрам) картины Апокалипсиса, книги, которую написал апостол и евангелист Иоанн Богослов по просьбам христиан, желавших узнать, как всё произойдет в конце мира, это книга — с радостным концом.
Как говорит Христос, описывая эти грозные знамения, предшествующие концу: «не ужасайтесь, надлежит сему быть» (Мк. 13: 7). Да, это будет время тяжелое, время выбора, время испытаний, которые могут закончиться мучениями и смертью, но для христианина этот выбор радостный – потому что он в этом выборе – со Христом, победившим смерть, вознесшимся на небеса и возведшим туда человека.
Добавить комментарий