«Крылатый флот» Верхневолжья – реально?

Толчком послужила информация о том, что Тверской вагоностроительный завод запустил «речной трамвайчик» для своих сотрудников. Утомленные пробками горожане моментально среагировали: «Мы тоже так хотим!» – и начали вспоминать времена, когда по Волге бегали «Ракеты» и «Метеоры», доставлявшие пассажиров в районные центры Тверской области. Насколько это реально – возрождение речного транспорта?

Было время – плавали!

Изначально Тверь была «речным» городом. Еще бы! Две судоходные реки Волга и Тверца, по котором проходили не только торговые, но и пассажирские пути.

Собственный речной вокзал на стрелке этих двух рек, где ранее стоял древний Отроч монастырь, был построен в 1935–1938 годах. В 1969–1975 годах соорудили причалы (длина 400 метров).

В советское время тверской речной вокзал был рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. Быстрые «Ракеты», а также теплоходы «Заря» доставляли горожан во все «волжские» города региона, на приусадебные участки, в пионерские лагеря и санатории.

К сожалению, сейчас в окошках, где раньше продавались билетики на рейс, зимой выдают прокатные коньки (а каток заливают на пирсе). А между тем, речной вокзал и пассажирский причал и сегодня способны принимать большие пассажирские суда, чему мы все являемся свидетелями, наблюдая белоснежные многопалубные красавцы-теплоходы, причалившие с очередным туристическим визитом.

Получается, что водная дорога сегодня востребована лишь у туристов и отдыхающих горожан, в выходные дни катающихся на прогулочных катерах.

Большинство речных пассажирских маршрутов было отменено из-за убыточности. Например, катера до Путилова, Судимирок и другие. Даже в Осташковском районе, где некоторые деревни расположены на островах озера Селигер, пассажирский речной транспорт приказал долго жить: остались лишь экскурсии по озеру. 

Безусловно, сегодня у тверитян стало очень много машин, на которых быстро можно добраться до нужного места на карте региона; автобусы ходят почти комфортабельные, по крайней мере, с кондиционерами; есть электрички, наконец. Так зачем нам еще и водный транспорт, который, конечно, уже никогда не будет столь массовым, как прежде? Может, и правда реанимировать его лишь для Твери, чтобы разгрузить дороги, хоть местами протолкнуть эти невозможные городские пробки? 

Плюсы и минусы

В чем преимущество водного вида транспорта перед наземным?

Прежде всего, в том, что он никак не затрагивает больной для всей страны темы: строительство, содержание и ремонт дорог. Никаких ямочных ремонтов, латания колдобин. Водная трасса создана природой, ею же и «ремонтируется». Прибавим к этому ненужность светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков, что тоже вкупе составляет приличные расходы. 

Второй большой плюс – удовольствие от поездки. Куда как лучше передвигаться, дыша свежим воздухом, наслаждаясь живописным пейзажем, чем потеть в душном наземном транспорте, дыша выхлопными газами и видя вокруг замученные лица пассажиров.

И, наконец, по статистике аварий водный транспорт является одним из самых безопасных. Кто-то возразит, вспомнив трагедию с «Булгарией». Но ведь автомобильные аварии в одной только в Твери происходят по десятку за день. 

Главный минус водного транспорта – дороговизна даже самого простого «речного трамвайчика». Старые суда по закону запрещено использовать (ужесточение произошло как раз после крушения «Булгарии»). Новые строятся из более дорогих, но современных материалов. Огромная статья расходов, которая обязательно закладывается в ценовой тариф, – топливо. 

К тому же водный транспорт – сезонный. В нашей климатической зоне мы можем им пользоваться несколько месяцев в году – в период навигации. Остальное время суда простаивают, а за их содержание и хранение тоже кто-то должен платить.

Впрочем, массу недостатков можно найти у любого транспорта: автомобилей  слишком много, трамваи – старые и медленные, автобусов слишком мало, электрички холодные и неудобные, а про маршрутки вообще говорить не хочется, дабы это не стало темой отдельной статьи.

Концепция развития речного транспорта есть

Правительством Тверской области сформулирована концепция развития общественного транспорта региона на 2009–2020 годы. Отдельная часть посвящена именно речному транспорту.

В настоящее время судоходство в Тверском регионе осуществляется только на участках внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, расположенных на Волге, Иваньковском водохранилище, реке Созь, озере Селигер. Протяженность таких участков – 281 километр. Продолжительность навигации – 200–210 суток.

В Тверской области расположены два речных порта (Тверь, Кимры), судоремонтный завод (поселок Белый Городок Кимрского района), Тверской район гидросооружений – филиал федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы». 

Основными перевозчиками пассажиров и грузов являются филиал федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина – Завод «Звезда», открытое акционерное общество «Тверской порт», общество с ограниченной ответственностью «Порт Кимры», общество с ограниченной ответственностью «Волгари» и фермерское хозяйство «Витязь».

На территории Тверской области регулярные пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются на пригородных маршрутах Конаково – пос. 1 Мая – Конаково (открытое акционерное общество «Тверской порт»), Южная – Чайкин берег – Южная, Южная – Кличен – Южная, Северная – Пески – Северная, Северная – Пачково – Северная (Завод «Звезда»), которые в летний период являются безальтернативными и имеют социальную значимость. Финансирование этих маршрутов осуществляется с привлечением субсидий из областного бюджета Тверской области и бюджетов муниципальных образований. Ежегодно на этих маршрутах перевозится около 400 тысяч пассажиров. 

В Конаковском районе действует паромная переправа поселок Рыбзавода – причал Топорок (левый берег Волги), которая обеспечивает перевозку пассажиров и грузов. Перевозки осуществляются самоходным однопалубным паромом «СП-14» пассажировместимостью 35 человек, грузоподьемностью 70 тонн (ООО Фермерское хозяйство «Витязь») и грузо-пассажирским паромом «Марш славянки» грузоподъемностью 300 тонн, пассажировместимостью 85 человек (ООО «Навигация – АВС». Паром «Марш славянки» может осуществлять перевозки всех видов автомобильной, специальной и дорожно-строительной техники. 

В Твери в поселке Химинститута действует паромная переправа Химинститут – ДК «Синтетик». На маршруте работает теплоход «Скорый» пассажировместимостью 40 человек. За навигацию речным транспортом перевозится около 400 тысяч пассажиров. 

По информации министерства транспорта Тверской области, в регионе действуют пять социальных речных маршрутов. На них установлена небольшая цена, и льготные категории граждан пользуются правом бесплатного проезда. Все остальные маршруты – это частный извоз, который не контролируется государством. 

Ну и, разумеется, большой популярности среди тверитян и гостей города пользуются речные прогулочные катера «Владимир Ершов» и «Имени Лизы Чайкиной». Но это уже из разряда отдыха, а не транспортной необходимости.

Первый «Быстрый»

О своем намерении сделать водный транспорт городским Тверской вагоностроительный завод заявил еще в прошлом году. «Презентация» идеи состоялась в сентябре 2012 года, а испробовал новое средство передвижения лично губернатор Тверской области Андрей Шевелёв. Добравшись от Пролетарки до Заволжского района к вагонзаводу всего за три минуты, все остались очень довольны. Еще бы! Проделать этот же путь в «час пик» наземным транспортом было бы непросто и минимум за час. 

Министр транспорта Тверской области Андрей Суязов так прокомментировал это событие:

– Для сотрудников ТВЗ речной транспорт будет бесплатным, все расходы на себя берет предприятие. В дальнейшем планируется заключать подобные договоры и с другими заинтересованными тверскими предприятиями. Также в перспективе – возвращение речного транспорта для всех жителей Твери. В ближайшее время будут благоустраиваться подъезд к Серебряковской набережной и противоположный берег, чтобы весной запустить первый речной трамвайчик. Также планируется создать здесь парковки и пустить к местам высадки пассажиров речных трамвайчиков маршрутки.

В первый свой рабочий рейс  катерок «Быстрый» отправился 28 мая этого года. 

«Быстрый» ходит по жесткому расписанию: к началу и концу смены. К пристани «Красная Слобода» работников ТВЗ доставляет заводской автобус. Место посадки и высадки заводчан: сто метров от остановки «Бульвар Ногина» (у магазина «Галерея Вин»). 

Кто должен возрождать?

Большинство тверитян за то, чтобы речной транспорт у нас был (особенно людям нравится идея сделать катера городским транспортом). Но кто должен этим заниматься?

По мнению генерального директора ОАО «Тверской порт» Дмитрия Антипина, водный транспорт – удовольствие дорогое, а значит, не обойтись без субсидирования со стороны государства. Но такую задачу перед властью должно поставить общество.

Интересными идеями поделился генеральный директор компании «Аква-коф» Виктор Горбунов, человек, много лет проработавший в сфере гражданского флота:

– Я не считаю идею возрождения речного транспорта утопичной и нереализуемой. Это вполне реальный проект. Но надо учитывать, что во все времена, в том числе в советские годы, когда топливо стоило копейки, «крылатый флот» (как мы называем речной транспорт) был дотационным. Есть интересный опыт организации речного транспорта в Астрахани и Санкт-Петербурге. Там властями был объявлен тендер на осуществление пассажирских перевозок. Понятно, что победили те, у кого оказался ниже тариф. Однако после заключения контракта выяснилось, что работать по столь низким тарифам они не могут и не хотят, начали диктовать свои условия. В результате пришли к тому, что непосредственно флот заказывают органы власти, а вот обслуживание и перевозки выставляются на тендер. Если частника потом начинает что-то не устраивать, он просто уходит с контракта, при этом суда остаются у муниципалитета, который может нанять другую фирму. Наша компания занимается строительством и ремонтом судов, в том числе и речных. Одно судно мы строили и испытывали в Твери. К сожалению, на сегодняшний день этот проект не завершен, судно простаивает. Кроме того, наши специалисты проработали маршрут Мигалово – речной вокзал с шестью остановками по ходу движения. Есть в задумках и проект «присоединения» к маршруту у реки Тверцы. Но мы не такая большая компания, чтобы потянуть все финансовые расходы.

Речной транспорт действительно не утопия и не просто страницы нашей тверской истории. Имея такие водные ресурсы, их надо использовать, что называется, по полной, а не только для прогулок туристов. Запрос от общества – очевиден. Желание областной власти помочь – тоже есть. Дело за бизнесом. Речной трамвайчик, речное такси – это может стать не только удачным коммерческим проектом, но настоящей «изюминкой» современного Верхневолжья.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *