Чем жива тверская кооперация

Когда-то «строй цивилизованных кооператоров», по выражению первого председателя Совнаркома России, выполнял грандиозные задачи по экологическому обустройству страны. Кооперативное движение было таким же массовым, как соревнование передовиков и ударников. В кооперации тоже были передовики и ударники в сфере заготовок, переработки, торговли самой разной продукции: от мясо-молочной  до грибной и ягодной. Всего полсотни лет назад заготовители ездили по деревням и селам, скупая продукцию крестьянского подворья: мясо, молоко, шерсть, яйца, шкуры, а так же ивовую сушеную кору, кости животных и даже кротовые шкурки. Сейчас такая заготовительная активность кажется сказочной. Сейчас иные времена, иные обстоятельства, иные экономические законы, которые диктуют рынок. О новых условиях работы тверской кооперации нашей газете рассказывает председатель Совета Тверского облпотребсоюза Валерий Теплов. Разговор с ним состоялся в канун Дня кооператора.

За год после предыдущего праздника наша система работала в условиях жесткой конкуренции, в область массово пришли торговые сети. Для муниципальных образований, возможно, это плюс, но для нас – мощнейшие соперники в сфере торговли. Но худа без добра не бывает. Конкуренты заставили нас более пристально взглянуть на нашу экономику, организацию работы потребительской кооперации области. Чтобы компенсировать потери, мы стали более плотно сотрудничать с нашими оптовыми поставщиками. В результате для покупателей сформировались более выгодные цены, расширился спектр услуг. И самое главное, мы создали торговые точки шаговой доступности, которые получили наименование домашнего магазина.

– В чем принципиальное отличие от «неодомашненных» магазинов?

– Сетевые магазины, супермаркеты – это крупные торговые объекты, работающие по системе массового обслуживания, по закону больших чисел, большого количества покупателей и т.д. А мы в рамках нашей сети делаем магазины, которые расположены близко к жилью. Это первое достоинство. Второе, внедрение доверительного, домашнего отношения к покупателям, которое основано на индивидуальном подходе. В общем, в таких магазинах создана атмосфера комфорта и уюта. В ближайшей перспективе, следя за возросшими потребностями покупателей, планируем создание небольших отделов класса «деликат».

В прошлом году  на модернизацию нашей торговой сети, объектов промышленности мы потратили более 200 миллионов рублей. Такое крупное вовлечение капитала сказалось на нашем торговом обороте. Большая часть торговых объектов не уступает по качеству городским магазинам. Судя по обороту, покупатели это оценили.

– Но у Вас есть ощущение, что спрос на любую вашу продукцию падает?

– Есть. Возможно, это зависит от жизненного уровня наших покупателей. Или от того, что часть наших покупателей идут в сетевые магазины, в торговые точки индивидуальных предпринимателей. С последними  мы уже научились бороться. Нас беспокоит процесс более серьезный: идет активный отток трудоспособного населения, мы, по сути, становимся территорией пенсионеров, особенно в сельской местности. Уровень дохода ветеранов стабилен. Развивать на этой финансовой базе активную торговую деятельность бесперспективно. У пенсионеров фиксированная пенсия. Если бы активно развивалось сельскохозяйственное производство, тогда совсем другое дело. Как, например, в Липецкой области.

– А как там работает потребкооперация?

– Липецкие кооператоры перерабатывают 20 тысяч тонн молока, производят сметану, творог, сыры. По количеству работающих в системе мы идем «ноздря в ноздрю», примерно 4 с половиной тысячи человек. Правда, у них область немного меньше и логистика лучше. Цены на мясо, молоко, яйца, рыбу ниже в два раза, даже на рынках. У наших коллег отличные кооперативные рынки,  у нас тоже отличный рынок в Твери, но на нем мало что можно реализовать,  потому что продукция не производится. Дошли до смешного и грустного: везем продавать на село картошку, лук, морковь,  вместо того, чтобы все это закупать у деревенских жителей.

– Индивидуальные предприниматели восстали против высоких налогов. А где ваше слово?

– Налоги у нас очень высокие. Очень трудно работать, когда две трети от дохода нужно отдать. В прошлом году мы заплатили 400 миллионов налогов! В тоже время, попытки ввести на наш взгляд справедливые налоги на индивидуальных предпринимателей, вызывает буйную дискуссию на самом высоком уровне. Любой работодатель в лице организации платит за своего каждого работника точно такие же деньги, порядка 40 тысяч в год. На мой убежденный взгляд, перед законом должны быть равны все.

– Ваша производственная деятельность – это хлебопечение. Про его качество у потребителей самое лестное мнение.

– Но идет постоянное снижение объемов выпускаемой продукции. Основная причина: массовое производство хлебобулочных изделий для торговых сетей. Наш хлеб – мелкий опт, он стоит дороже, чем крупный, хотя, на мой взгляд, более качественный. Мало применяется искусственных компонентов: разрыхлителей, вкусовых добавок. У нас более традиционная рецептура, но более затратная. Наш хлеб всегда будет дороже. Но появилась тенденция, хотя и робкая, на повышение спроса на нашу хлебобулочную продукцию. В частности, это заметно по Максатихинскому району. Мы регулярно проводим ярмарки хлеба, поставляем его в детские сады, школы. Пусть тверские дети сызмальства узнают эталон главного продукта на нашем столе.

– Хлеб – всему голова, но кадры решают все…

– Нехватку кадров испытываем. Молодежь не хочет работать в потребительской кооперации.

– А куда идут кадры из Тверского кооперативного техникума?

– Туда же, куда из большинства учебных заведений, где легче и престижнее работать и больше платят. Например, выпускник техникума из Сандовского района ни за что не вернется в родные края. Ему и в Твери уже тесно, подавай столицу. Парадоксально, но факт: молодой человек не имеет опыта, стажа, и в столицу! Скачут там по верхам, но таким образом мастерства не приобретешь. На мой взгляд, в Москве стать профессионалом сложнее, чем в провинции, зато условия жизни неизмеримо лучше. 

С подготовкой кадров постоянные проблемы. Организация платила за учебу, а выпускник туда не вернулся. Вопрос: кому компенсировать затраты? Родителям, несостоявшемуся специалисту? Завязнешь в судебных тяжбах.

Вообще, образовательная сфера, путь в тумане. Раньше мы в нашем техникуме готовили юристов со средним образованием, таможенников, теперь эти специальности не лицензированы. Подготовили несколько лицензированных программ, а их запретили на законодательном уровне. Наш труд – в никуда. Правила игры так часто меняются, что за ними не успеваем. Убежден, что не всегда и не везде для работы нужно высшее образование, оно более затратное. Наш техникум выпускал готовых специалистов, хоть завтра выходи на работу без всяких переучиваний. 

– Давайте закончим наш разговор на оптимистической ноте! Назовите лучшие потребительские организации.

– Бежецкое, Калининское, Сонковское  и другие райпо – наши лидеры, но они находятся в привилегированном положении: больше населения, выше валовой оборот. Хочу отметить организации, где умело совершенствуют методику работы. Это в Лесном, Лихославле, Нелидово, Селижарово, Спирово….

– Спасибо за откровенный разговор.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *