Тверь задыхается в пробках. И самое печальное, что надеяться на то, что они исчезнут сами собой, не приходится. Наоборот, имеет место тенденция к увеличению числа единиц всевозможного транспорта на улицах, при том, что сделать сами эти улицы шире или проложить новые просто невозможно. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что самые разные люди, группы единомышленников, целые организации предлагают свои пути решения создавшейся транспортной проблемы, зачастую кардинально противоположные. И даже, отстаивая свою правоту, сходятся в нешуточных битвах. Правда, по счастью, пока только лишь на виртуальных полях.
Консерваторы и радикалы
Если анализировать такие «сражения» в Интернете, а точнее – в блогосфере и соцсетях, то можно разделить «бойцов» на два вполне определенных лагеря. Одни – явные консерваторы. Они не предлагают для нормализации транспортной обстановки никаких радикальных мер, хотя бы внешне. Они считают, что решить проблему можно всего лишь оптимизацией движения транспорта на некоторых развязках и мечтают о добровольном отказе частных автовладельцев от передвижения на своих машинах в пользу общественного транспорта. Для последнего высказывают пожелание организовать выделенные полосы, хотя где именно и как, не уточняют. Этому же лагерю, что понятно, свойственно и желание сохранить тверской трамвай, конечно, сделав его «современным и европейским».
Их противники – сторонники радикальных преобразований. Ибо, по их мнению, транспортные болезни Твери достигли уже такого уровня тяжести, когда лечить их «нежным массажем» бесполезно. Только – хирургия, в крайнем случае – шоковая терапия. И, на мой взгляд, в их аргументах просматривается ощутимо больше здравого смысла, чем в предложениях консерваторов. Потому рассмотрим подробнее именно вторую концепцию, тем более что о первой в общем-то и так всё сказано.
Радикалы также видят спасение города в максимальном отказе граждан от личного транспорта и переходе их на пользование транспортом общественным, который предлагают активно развивать. Однако методы достижения этой цели предлагаются радикальные. Предусматривают они три этапа преобразований, проводящиеся без сколь-либо значительного разрыва во времени – почти одновременно.
Отказ от трамвая
Первый этап предлагаемых преобразований направлен на расширение проезжей части улиц, с тем чтобы «общественный транспорт ехал, а не стоял» (здесь и далее – цитаты из блогосферы). Для этого предлагается полностью отказаться от трамвая и, закатав рельсы в асфальт, отдать прежде трамвайные полосы безрельсовому транспорту. По мнению радикалов, тверской трамвай «уже умер», а попытка «реанимировать труп» мало того, что требует вложений, сравнимых с годовым бюджетом Твери, так и ничего в результате не даст: деньги будут потеряны, город будет окончательно парализован ремонтными работами (ведь менять надо все 100% путей), а в результате всё придет к тому, с чего и началось: новые вагоны будут бежать по новым рельсам, но утыкаться в старые пробки. Некоторые радикалы даже едва ли не прямо обвиняют консерваторов в лоббировании интересов лиц и организаций, желающих принять участие в «освоении» (традиционным ныне способом) тех миллиардов, что требуются для реконструкции трамвая.
Отказ же от трамвая позволит не только сэкономить деньги, но и, например, сделать доступными для проезда по ЕСПБ все без исключения виды и маршруты общественного транспорта – за счет перенаправления тех средств, что сейчас «вбухиваются» в поддержание жизни прежде главного вида городского транспорта. Не говоря уже о том, что безрельсовый транспорт в какой-то степени «вздохнет свободнее» и можно будет говорить об использовании открывшихся с расширением улиц возможностей для пересмотра схем организации движения в масштабах всего города.
Пересмотра опять же радикального. И это – второй этап преобразований.
Одностороннее движение
Суть второго этапа – максимальная ориентация на превращение улиц в односторонние. В частности, предлагается сделать таковыми улицу Горького и набережную Афанасия Никитина (с выходом на расширенное Петербургское шоссе), возможно – Волоколамский проспект и улицу Орджоникидзе. По мнению авторов, вполне может быть пересмотрена и оптимизирована и схема движения на Краснофлотской набережной, улицах Софьи Перовской, Бебеля и Брагина – с переводом двух мостов у обелиска Победы, а также Новоторжской и Советской улиц, на односторонний режим и созданием «кольца» у выезда на Старый мост. Который – о ужас для консерваторов! – предлагается полностью закрыть для всех видов транспорта, кроме общественного. Дав, таким образом, тому огромное преимущество в условиях «мостового дефицита» и сделав еще один, весьма важный, шаг к реализации третьего этапа преобразований.
Удар по кошельку – самый болезненный
Третий этап преобразований направлен на принуждение автовладельцев к отказу от поездок в центр города на своих автомобилях. Именно на принуждение, ибо, по мнению радикалов (и с точки зрения здравого смысла тоже), ни один автовладелец не пересядет из салона своего автомобиля в автобус, троллейбус или маршрутку, пока этот шаг не станет для него явно выгодным. Либо – пока не станет явно невыгодным использование своей машины. А здесь – замкнутый круг: выгоднее не станет, пока есть пробки, а пробки будут, пока есть обилие частного транспорта, составляющего около 90% всего городского потока. И разорвать его радикалы намерены, именно сделав невыгодным личный транспорт, в первую очередь – за счет кардинального же пересмотра отношения к парковкам в центре города, на основных улицах и вблизи них.
И правда, куда эффективнее бороться с нарушителями стоящими, нежели с едущими. Поэтому предлагается выделить среди городских улиц «магистральные», запретив на них даже остановку любого транспорта, кроме общественного. Стоянку же на близлежащих улицах и переулках, а также в центре города сделать стопроцентно платной. Причем обозначить цены за нее, а также штрафы за остановку на магистралях такими, чтобы они оказались реально ощутимыми, в том числе и для владельцев многомиллионных махин. Названы и примерные цифры: штраф – от 5000 рублей, парковка – от 100 рублей в час.
По мнению радикалов, такие «драконовские меры» не только принесут в казну немало средств, которые можно будет пустить в том числе и на развитие общественного транспорта, но и поставят автовладельцев в ситуацию практически отсутствия прежних парковок, ибо понятно, что большая часть парковочных мест при таком подходе будет тут же выкуплена «до скончания века» всевозможными организациями, базирующимися на близлежащих территориях. Кстати, им же можно было бы препоручить и поддержание порядка на «подведомственных» парковках, что еще более упростило бы реализацию этих планов.
Время работает против нас
Шокирует? Кого-то – наверняка. Но, кто знает, может быть, именно этот проект (который, кстати, его авторы намерены представить в ближайшее время официально) и есть тот единственный «штопор», что может избавить Тверь от пробок? Ведь каждый город уникален, в каждом своя ситуация и свои рецепты по ее выправлению. И если консерваторы, как флагом, размахивают опытом сохранения трамваев в Вене, Праге и Ульяновске, то в кармане у другой стороны тоже имеется кое-что. Например, город Иваново, вздохнувший с облегчением после отказа от трамвая. Есть такие примеры и за рубежом, хотя о них радикалы предпочитают не говорить, вполне резонно полагая, что опыт иных стран, не переживших двадцати лет «катастройки», вообще не стоит пытаться переносить на российские реалии.
В заключение нельзя не упомянуть о том, что, по большому счету, даже и эта радикальная концепция явно не способна разрешить транспортные проблемы Твери на все 100 процентов, что признают и ее авторы. Может быть, на 70, на 80, но не на 100. Поскольку есть и другие болевые точки, без «лечения» которых, уже совершенно иными методами, «больной» город не сможет выздороветь полностью. В первую очередь, это (в чем сходятся обе стороны) мосты. И не только мосты через Волгу, которых необходимо еще как минимум два, причем один – непременно в центре. Это – и Горбатый мост, и мост на Московском шоссе, и проезд под мостом на Комсомольской площади…
Но это уже другая тема. А пока приходится ориентироваться на то, что есть. И – выбирать методы лечения. Так массаж или хирургия?
Пора решать. Время работает против нас.
Игорь БОГАТЫРЁВ
Фото Натальи КАПРАЛОВОЙ
В Твери зарегистрировано около 200 тысяч единиц автомобилей всех видов, из них около 1000 – маршрутные такси, около 150 – машины общественного транспорта.
Стоимость «реанимации» трамвая в Твери, по официальным, но предварительным оценкам, составит 3,945 млрд руб. Общий объем доходной части бюджета Твери на 2013 год – 6,045 млрд руб.
Добавить комментарий