В преддверии поста

Великий пост – самый древний и известный из многодневных постов в христианской традиции. Он, безусловно, был известен уже во II веке. Как считается, этот пост был непременной обязанностью для желающих принять крещение (крестили в древности в основном на Пасху). Вместе с вступающими в Церковь постилась и вся община. Со временем практика редкого крещения ушла в прошлое, но многодневный пост перед Пасхой вошел во все поместные православные церкви. Великий пост именно в нынешнем формате – сорок дней и еще дополнительная Страстная седмица перед Пасхой – упоминается уже в V веке как общая практика.

О Великом посте написано много. И теперь, когда мы в него входим, в Интернете и в СМИ вновь появляются многочисленные рецепты постной кухни, схемы, когда и как есть холодную или горячую постную пищу, с маслом или без. Этнографически это любопытный материал. Но мне практически не известны люди, могущие ныне в домашних условиях, не в монастыре, исполнить всю до тонкостей разработанную систему постных служб и трапез. Да, это очень красивая, логичная и богатая схема, за которой стоят века византийского богословия. Если кто-то может воплотить ее в наши дни без фарисейства и снобизма – Бог в помощь! На всякий случай напомню общее правило «постного поведения» (оно сформулировано еще апостолом Павлом): «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 3–4).

В нашей Церкви с постом связана практика усиления покаянной дисциплины, обязательной исповеди (можно неоднократной) и причастия. Нужно сказать, что нет особого правила исповедоваться и причащаться именно в пост и только в пост. К сожалению, мы всегда нуждаемся в «перемене ума», как переводится греческий термин «метанойя» («покаяние»). Человек в любое время года склонен предавать свои высокие идеалы, уходить в бытовую, привычную жизнь, в которой мелкие страсти постепенно превращают его в замкнутого на себя эгоиста. И само по себе неупотребление того или иного рода пищи, конечно, не делает нас другими. Но мы опытом жизни в Церкви знаем, как полезен Великий пост именно как время покаяния и обновления.

Скажу по личному опыту: хорошо хотя бы один раз пережить пост как целостное впечатление, своего рода путешествие. Ходить на службы, получать для начала эстетическое удовольствие, радоваться тому, как непривычно, по-особому устроен круг великопостного богослужения, как много в этих службах, составленных на протяжении более тысячелетия, настоящих шедевров гимнографии. Кстати, именно в пост легче всего освоить со слуха церковнославянский язык. Потом – научиться благодарить Бога, что у нас есть Церковь, в которой есть такая дивная богослужебная традиция. Потом, с опытом, понять, что все это вторично, а радость обретения или возвращения веры даруется вместе с силами делать добро, открываться людям, просто не выплескивать свои потребы и обиды наружу. Наконец, можно обрести еще какие-то дары свыше, о которых я уже не могу судить по скромности собственного опыта в Церкви. Итогом поста пусть будет для нас всех радость, мир, любовь друг к другу. Тогда Пасха будет желанна, а уходящего поста будет как-то немного жаль, как жаль свежести и света весны перед началом пышного и прекрасного лета.

Илья СЕРГЕЕВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *