Торжества продолжались весь год

В эти дни Россия отмечает 400-летие Дома Романовых. Мы решили заглянуть в прошлое и рассказать о праздновании юбилея вековой давности.

300-летие царствования Дома Романовых стало последним крупным государственно-общественным празднованием Российской империи. К этим торжествам готовились, по всей стране проводились многочисленные мероприятия. Главные торжества состоялись в Петербурге, Москве и Костроме.

Тверь не осталась в стороне от торжественных мероприятий. Они выразились в украшении Твери и уездных городов государственной символикой, гуляньями, торжественными богослужениями и приемами. Подготовка к празднованию юбилея стала поводом для благотворительных акций по всей Российской империи, чему положил начало Николай II. Он объявил амнистию многим заключенным, простил всем подданным долги по налогам. Выделялись финансовые средства на заботу о детях, помощь передовым сельским хозяевам. Очень показательный факт. В самый день торжеств – 21 февраля (6 марта по новому стилю) – государь не отошел от принятия, казалось бы, «маловажных» решений: в этот день он собственноручно подписал указ об учреждении в селе Хабоцком Весьегонского уезда низшей хозяйственной школы и льнообделочного пункта.

День 21 февраля по специальному указу императора Николая II объявлялся выходным («неприсутственным»), он пришелся в том году на четверг масленичной недели.

Но обратимся вновь к тверским страницам празднования. 20 февраля, накануне дня торжественного празднования, в кафедральном соборе в Твери состоялась панихида с поминовением царственных усопших из Дома Романовых. На следующий день в том же тверском кафедральном соборе отслужили торжественную литургию и молебен.

Молебен закончился чтением праздничного высочайшего манифеста. Текст его, естественно, привести целиком нет возможности. Вот небольшие выдержки: «Божией Милостью Мы Николай Вторый Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая…» Манифест начинался описанием политической и экономической катастрофы, в которой была Россия в результате Смутного времени начала XVII века. «…На краю величайшей опасности, угрожавшей России, Господь Всемогущий не оставил ее Своею великою милостью.

По призыву крепких духом русских людей, сплотившихся  под сенью Троице-Сергиевской Лавры, воспрянул русский народ на защиту Родины и с помощью Божией одолев врага, освободил Москву от неприятельского засилия. Созванный затем Великий Земский Собор в 21 день февраля 1613 года единодушно избрал на царство боярина Михаила Федоровича Романова… С той поры Десница Божия охраняла и возвеличивала нашу Державу… Тесные пределы Московской Руси Московской Руси раздвинулись и Империя Российская стала в ряду первых держав мира».

Вообще, манифест написан хорошо, для непредвзятого читателя и слушателя – грамотно и доходчиво. Почти все место занимали благодарности всем сословиях России: духовенству, дворянству, воинству, служилым людям, выдающимся людям «в области наук, словесности и искусств», купцам. Но также подчеркивалось:  «…Неизмеримы и несчетны заслуги перед Россиею десятков миллионов ее пахарей, терпением и трудом коих благоустрояется земледельческий промысел и умножаются основные источники народного богатства».

Чтение окончилось громогласным возглашением «Многая лета» императорской семье, которое с большим энтузиазмом подхватили молящиеся.

Как принято, тверской губернатор Николай Георгиевич фон Бюнтинг дал прием для высшего тверского общества. На обеде (при произнесении необходимых перед началом мероприятия речей) была зачитана телеграмма, отправляемая лично государю. Лично в день торжеств Бюнтинг не был в Петербурге. Но  как человек, хорошо знакомый с придворным церемониалом, он подготовил текст по всем правилам (нам приходилось знакомиться с разными телеграммами такого рода, тверская – одна из самых грамотных):

«Военные и гражданские чины, представители духовенства, дворяне, земства, городских и общественных учреждений, служащие всех ведомств и население города Твери, благоговейно выслушав Манифест ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и вознеся к Господу Богу пламенные молитвы о здравии и долгоденствии ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЫНЬ ИМПЕРАТРИЦ, НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА и всего Царствующего Дома, дерзают принести ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ верноподданнические поздравления с высокознаменательным днем трехсотлетия Царствования АВГУСТЕЙШЕГО ДОМА ВАШЕГО и просят повергнуть к самодержавнейшим стопам ВАШИМ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ, чувства неизменно верной и безграничной нашей преданности».

Ответная телеграмма с благодарностью от государя была получена 24 февраля.

В связи с широким составом участников далеко не все тверитяне, желавшие лично присутствовать на главных торжествах в столице, могли осуществить это желание. Нужно было вовремя подать заявку, зарегистрироваться – более чем за месяц. Не всем удалось. Только несколько тверских делегаций отправились в столицу, и им были вынесены отдельные благодарности от государя. Это были делегации Тверской ученой архивной комиссии, Тверского отдела народного союза имени Михаила Архангела, Лихославльской пожарной дружины (вот так!) и редакции газеты.

Главный юбилей был проведен, но торжества продолжались весь год. Значимые общественные события, случившиеся в 1913 году, естественно, оказывались приурочены к торжествам. Например, в Твери в том году была построена часовня в честь Феодоровской иконы Божией Матери на Станционном шоссе (ныне часовня праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Чайковского). В этом же году был заложен грандиозный храм Воскресения Христова в Христорождественском монастыре. Эти торжества стали событием губернского значения, на которые приехали даже представители царского семейства. Но они требуют отдельного особого рассказа.

 

(ВРЕЗКА)

Династия Романовых правила Россией с 1613 по 1917 годы. Основатель рода – Никита Романов, брат первой жены Ивана IV Анастасии Романовой. Его внук Михаил Фёдорович Романов избран на царство на Великом земском соборе 1613 года. Избрание состоялось 21 февраля 1613 года. Традиционно русские цари не носили фамилий, а фактически после середины XVIII века должны были бы иметь немецкие фамилии тех княжеских домов, принцы которых (Пётр III) стали русскими государями. Однако термин «Дом Романовых» существовал как фактическое обозначение представителей этого обширного семейства. Он существует и теперь, хотя его потомки выводят свою родословную по мужской линии лишь от детей Николая I, потомком по мужской линии от последних русских императоров не осталось. 

Павел ИВАНОВ

 Фото журнал «Нива» 1913 год

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *