Он был хозяином неба

В 39 государствах мира Покрышкин признан лучшим летчиком Второй мировой войны, 17 глав иностранных государств вручили ему высокие правительственные награды своих стран…

В годы войны немецкие пилоты, завидев покрышкинскую «Кобру», спешили восвояси, а в радиоэфире звучало: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!», и у вражеских летчиков не считалось позором выйти из боя с ним. Воевал и побеждал Покрышкин за штурвалом истребителя под номером 13.

Родился прославленный воздушный ас 6 марта 1913 года в Новосибирске, в семье рабочего. Окончил семь классов, работал кровельщиком, потом поступил в ФЗУ. Получив рабочую профессию, трудился на машиностроительном заводе «Сибсельмаш». В 1932 году Покрышкина в числе лучших направляют по комсомольской путевке в авиационное училище, которое в тот год было преобразовано в училище авиатехников. В 1934 году он закончил училище. В январе 1935 года прибыл на Кубань в авиационную часть воентехником, где прослужил почти четыре года, написав 39 военных рапортов с просьбой разрешить ему летать. И только после 40-го рапорта с приложением отличного аттестата об окончании Краснодарского аэроклуба Покрышкин получил долгожданный ответ: направить в Качинскую авиационную школу летчиков. А после двух лет школы – назначение на западную границу. 

Великая Отечественная война застала Покрышкина в Молдавии. В первый же день, 22 июня 1941 года, он поднялся в фронтовое небо и вступил в жестокую битву. Уже на второй день войны Покрышкин открыл свой счет: сбил первый фашистский истребитель Ме-109.

За войну он ни разу не отлучился с фронта, кроме как по вызову в Кремль и в пятидневный отпуск после получения третьей Золотой Звезды. Его самолет подбивали, но он возвращался на аэродром. Корни его невероятного военного счастья – в знаниях. Покрышкин писал: «У аса должно быть много отличительных качеств: смелость, умение быстро реагировать на любую обстановку, отличное знание техники…»

Всю жизнь, с ранней юности он учился. Усовершенствовал и развил известные основы воздушного боя, применил их к практике истребителей сороковых годов. Стремительные атаки Покрышкина, его девиз «Маневр и огонь!» – это не просто смелость, это еще и кропотливая работа отлично подготовленного интеллекта. Его расчеты позволяли даже на худшем, чем у противника, самолете одержать победу.

Покрышкин первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы.

Он никогда не подвергал риску подчиненных. До седьмого пота обучал, натаскивал их на земле, во время тренировочных полетов, чтобы в бою они действовали, как и он, с холодным расчетом, без паники и излишней суетливости. Поэтому и дивизия под его командованием несла минимальные потери. О разработанной им тактике воздушных боев, когда восьмерка советских истребителей развернула три эшелона «юнкерсов» (81 самолет) и «разогнала» охрану из десяти «мессеров», докладывалось рейхсмаршалу Герингу. 

Поразительны итоги боевой деятельности 16-го полка. До весны 1943 года было потеряно 73 летчика, но и сбито 240 немецких самолетов. После введения покрышкинской тактики и до конца войны полк потерял 7 летчиков, сбив 452 самолета. 

Впервые звание Героя Советского Союза Покрышкину было присвоено 24 мая 1943 года, а спустя всего три месяца, 24 августа, он был удостоен второй Золотой Звезды. Записав на свой счет 50 сбитых вражеских самолетов в декабре 1943 года, майор Покрышкин был в третий раз представлен к высшей награде Родины. 19 августа 1944 года уже в звании полковника Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза.

Две Звезды Героя из трех заслужил Александр Покрышкин в воздушных боях в небе Кубани в 1943 году. 

На аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Установилась ясная погода, и каждый день над линией немецкой обороны проходило до 50 групповых воздушных боев. Количество участвовавших в битве самолетов доходило иногда до двухсот. Эскадрилья Покрышкина «танцевала» в воздухе, расстреливая с 50 метров самолеты врага, как елочные игрушки. Друзья Покрышкина говорили: «Разве он стреляет? Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь. Огонь в упор, все пулеметы и пушка на одной гашетке». 

Здесь были освоены новые тактические приемы по покрышкинской формуле: «Высота – скорость – маневр – огонь»; здесь отработан вертикальный маневр: «соколиный удар» Покрышкина. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против восьми вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. При этом в каждой схватке брал на себя самое опасное: атаку ведущего немецких групп. Он пикировал на ведущего, сбивал его. Это сразу лишало противника уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» – донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика).

Единственный из всех командиров с тремя Золотыми Звездами, он всю войну поднимался в небо: провел 650 боевых вылетов, 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов. В его прославленной 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии к концу войны было 59 Героев Советского Союза, а четверо – дважды Герои.

После окончания войны А.И. Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. Он досрочно закончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и в числе лучших выпускников был принят на летный факультет Академии Генерального штаба. После окончания академии был заместителем главнокомандующего ПВО. В числе других военачальников создавал противовоздушный щит страны. Отслужив в любимой авиации все мыслимые сроки, став маршалом авиации, Покрышкин переходит в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) СССР и становится его председателем.

Окончательный уход Покрышкина с летной работы состоялся в 1980 году. Но он продолжал руководить ДОСААФ СССР. 13 ноября 1985 года прославленного летчика не стало. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Покрышкина присвоено 16-му гвардейскому Сандомирскому истребительному авиационному полку. Одна из малых планет носит название Покрышкин. В честь героя названы дизельный электроход «Александр Покрышкин», улицы в Москве, Краснодаре и Калининграде. В Калининградской области несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина. 

В Ржеве, почетным гражданином которого является Покрышкин, установлена мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым он командовал в 1950-е годы. Одна из площадей Города воинской славы носит его имя. Его подвиги увековечены на аллее Героев мемориальной табличкой.

Виталий ДУРЯГИН, председатель местного отделения ДОСААФ России города Твери, полковник запаса, кандидат военных наук

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *