Управляющим компаниям легче заплатить штраф, чем решить проблему

Об этом шла речь на круглом столе, организованном комитетом законодательного собрания Тверской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

С начала этого года в государственную жилищную инспекцию уже поступило около двух тысяч обращений граждан, недовольных деятельностью своих УК. В отношении только одной УК Центрального района Твери с начала года возбуждено уже около 40 административных дел о бездействии. Однако, приходя на заседания в инспекцию, компании открыто заявляют, что им легче заплатить штраф, чем решить проблему жильцов.

— Сегодня нет четкого государственного регулирования в сфере ЖКХ, — считает Татьяна Атаева, начальник главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. — В результате в отрасль устремились некомпетентные организации, имеющие минимально допустимый уставной капитал 10 тысяч рублей, не обладающие ни достаточным опытом, ни квалифицированными кадрами, ни техническими возможностями.

Существуют и нестыковки в федеральном законодательстве: зная о нарушениях, госжилинспекция не имеет возможности вмешиваться в хозяйственную деятельность УК. В таких условиях многое зависит от общественных организаций, убеждены все участники круглого стола. Общественные организации должны заниматься разъяснительной работой с собственниками жилья, чтобы те знали о конкуренции на рынке, о своем праве выбора управляющей компании и о том, какого качества услуги они должны получать. 
Заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Людмила Мишуткина считает, что для контроля за управляющими компаниями необходимо создавать сеть общественных организаций и увеличивать их грантовую поддержку.

Участники круглого стола говорили также о том, что необходимо выработать стандарты оказания жилищно-коммунальных услуг. Для собственников эти стандарты стали бы инструментом контроля. Сейчас создаются саморегулируемые организации, куда УК входят пока на добровольных началах. Между тем эти организации являются одним из механизмов гражданского общества, и они смогут эффективно контролировать качество работы УК. Однако их права, обязанности и ответственность, в том числе финансовая, должны быть определены федеральным законодательством.

Сегодня на рынке повсеместно доминируют централизованные УК, с участием муниципалитетов, которые препятствуют тому, чтобы появлялись частные компании. За круглым столом прозвучал тезис о необходимости разукрупнения УК. Для этого следует установить норматив квадратных метров для управления одной компанией.

— Сейчас происходит очень тяжелый поворот, потому что мы должны научиться управлять домом, а не квартирой. Это сложнейшая задача, и касается она 90% жителей страны, — отметил председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Тягунов, подытоживая работу круглого стола.

Одна из главных рекомендаций правительству области, сформулированных на круглом столе, — разработка стратегии развития рынка управляющих компаний в регионе. Комитет также будет предлагать поправки в федеральное законодательство, которые помогут преодолеть существующие правовые нестыковки. Кроме того, областные парламентарии выразили обеспокоенность тем, что в муниципалитетах до сих пор не заработали жилищные инспекторы, которые должны были помочь навести порядок в сфере ЖКХ. При этом закон о муниципальном жилищном контроле был принят еще в конце прошлого года.

Пресс-служба законодательного собрания Тверской области

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *