Зачем приносили младенцев? По очень простой причине. Когда-то, выводя евреев из Египта, для устрашения фараона Господь навел на Египет бедствия-«казни». И самая жуткая была – убиение всех первенцев египетских, от человека до скота, то есть всех старших детей и всех старших детенышей животных. Евреев в Египте это, как известно, не коснулось. Жертвенная кровь непорочных первородных ягнят (агнцев), которой были отмечены косяки еврейских домов, стала для ангелов смерти своеобразным «опознавательным знаком»: этих не трогать. Отсюда еврейское слово «Пасха» – «прохожу мимо». Отсюда и праздник Пасхи, который именно отсюда появился.
Разумеется, и без жертвенной крови ангелы прошли бы мимо еврейских домов. Но важен символ, заключенный в этой истории.
С тех пор, дабы евреи помнили, какой ценой их освободили, они приносили в храм своих первенцев. Как бы в жертву – в память о той жертве египтян. Но всякий раз Бог не брал их детей, и вместо детской крови на алтари проливалась кровь голубей (этих птиц для жертвоприношения можно было приобрести тут же, возле храма, и обычно их и изображают на иконе Сретения в руках у праведного Иосифа).
Драматизм и скрытая символика праздника Сретения заключаются именно в этом. Потому что в тот день в храм был принесен Тот Самый Младенец, кровь которого должна была стать искуплением и за египетский народ, и за еврейский, и за вообще все народы, подвластные рабству греха и смерти. На тему этой параллели Сретения и Пасхи написаны бесчисленные трактаты и проповеди. И в богослужебных текстах праздника эта параллель остро обрисована.
Увы, как обычно бывает, столь сложный символизм праздника оказывается непонятен мало воцерковленному прихожанину. Сретение – один из самых сложных для простого народа праздников, почему сретенский фольклор беден и не имеет к богословскому сюжету решительно никакого отношения. Как правило, в этот день гадали о будущей весне и об урожае (утром, днем или вечером в праздник выпадал снег – ранние, средние или поздние хлеба будут хороши). Семантика праздника – рубежная, переходная. Считалось, что в этот день «зима с весной встречается», а по характеру встречи загадывали на будущее.
Единственный персонаж Сретения, кому повезло в литературе и фольклоре – это праведный Симеон Богоприимец, тот, который взял в храме на руки Младенца. Именно в его лице состоялась «встреча» Ветхого и Нового заветов, человечества до Христа со Спасителем. Вообще-то обязанностей у Симеона не было в храме никаких, а присутствовал он там исключительно ведомый Духом Святым. Вот он, как первый из смертных, кому после родителей Христа было открыто об этом Младенце, кто Он такой, стал популярным героем. В том числе в поэзии.
«…Казалось, что время утратило звук
И образ Младенца с сияньем вокруг
Пушистого темени смертной тропою
Душа Симеона несла пред собою
Как некий светильник…» (И. Бродский)
Добавить комментарий