Освободить Джанго

Новый фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (США, 2012, в России вышел в прокат в 2013 году), как и ожидалось, вызвал противоречивые отклики даже среди преданных поклонников режиссера. Впрочем, уже одна только фамилия Тарантино указывает на то, что фильм относится к категории must see, и что он, скорее всего, будет неординарным. А все неординардное неизбежно вызывает споры.

В любом случае, два «Золотых глобуса», которые получила картина (включая награду самому Тарантино за лучший сценарий) и пять номинаций на «Оскар» (в том числе — лучший фильм года) — хорошая рекомендация тем, кто еще сомневается, стоит ли смотреть очередное кровавое творение великого и ужасного Тарантино.

Да, без сцен насилия в картине не обошлось (иначе Тарантино изменил бы сам себе), но выбранный в этот раз режиссером разудалый жанр спагетти-вестерна предполагает легкое отношение к человеческой жизни. Возможно, поэтому «Джанго освобожденный» смотрится с юмором — несмотря на всю трагедийность сценария о судьбах чернокожих рабов на американском Юге.

Провокатор Тарантино снова посягнул на невозможное на современном Западе — на толерантность. Начало было положено им в «Бесславных ублюдках», абсолютно фантастичном спагетти-вестерне, где евреи терроризируют и кроваво убивают нацистов, делая своего рода справедливый Холокост. В «Джанго освобожденный» Тарантино также пытается нащупать границу насилия, допустимого во имя достижения благородной цели — на сей раз, это освобождение от рабства.

Могу представить, какую бомбу на толерантном Западе вызвал этот фильм, ведь неоднократно, очень резко в ходе фильма чернокожего Джанго зовут «ниггером». (Если кто не в курсе, в нынешней Европе, а уж, тем более, — США, за такое словечко вас не только чернокожие, но и демократичные белые в порошок сотрут). Джанго едет на лошади (что было запрещено чернокожим на рабовладельческом Юге), и все попадающиеся навстречу белые весь фильм говорят ему: «Эй, ниггер!». Для западного зрителя такой сценарий просто немыслим, такую провокацию там могут простить только режиссеру с именем, чем и пользуется Тарантино.

 Противник рабства доктор Кинг Шульц (его роль блестяще исполнил Кристоф Вальц) обучает освобожденного им раба Джанго (Джейми Фокс) профессии «охотника за головами» (так в США звали наемных убийц, которые легально занимались поиском и истреблением преступников, получая за это вознаграждение). Затем герои отправляются на выручку находящейся в рабстве у жестокого плантатора (его не менее хорошо сыграл Леонардо ди Каприо) жене Джанго Брунхильде. После истребления большого количества белых, включая самого Квентина Тарантино, традиционно сыгравшего в своей картине эпизодическую роль, все заканчивается чернокожим хэппи-эндом, где Джанго спасает свою возлюбленную. 

Немудрено, что за такой сюжет многие прежние поклонники стали упрекать Тарантино в коньюнктурности — заигрывании с набирающей все большую силу после избрания Барака Обамы президентом США чернокожей расой. А тут еще и фильм стал самым кассовым среди всех произведений режиссера. И, все же, думается, что Тарантино делал фильм не ради денег. Да, это не «Криминальное чтиво» и не «Убить Билла», но, похоже, режиссеру уже не интересно делать фильмы только ради искусства. Теперь в них заложена еще и большая идея, еще и большая провокация. А когда она снята в неповторимом стиле Тарантино, когда сопровождается музыкой Ennio Morricone и Luis Bacalov (а саундтреки у Тарантино по-прежнему едва ли не лучше самих фильмов), когда второстепенные роли играют такие актеры как Сэмюэл Л. Джексон, такое кино не может оставить равнодушным. Обязательно посмотрите. 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *