Региональное законодательство: все грани развития

Доклад представляет собой системный анализ результатов деятельности высшего органа представительной власти Тверской области.

Как отметил, представляя этот политически значимый документ, председатель областного парламента Андрей Епишин, общая концепция и содержание доклада позволяют увидеть объективные результаты работы Законодательного Собрания, оценить показатели нормотворческой деятельности, определить перспективы развития правовой базы региона в аспекте ее соответствия целям и задачам государственной политики социально-экономического развития Тверской области, обеспечения конституционных прав и свобод ее населения.

 

Обобщая, приумножаем

Каждый субъект РФ выработал свой во многом уникальный опыт законодательного регулирования политических, социально-экономических, правовых и общественных отношений с учетом региональной специфики. Естественно, этот опыт требует системного обобщения и тщательного изучения.

Таким своего рода сводом законов и тенденций дальнейшего развития и стал доклад о состоянии законодательства Тверской области.

Практическая ценность такого документа очевидна, так как он позволяет получить цельную картину сложившихся фактических правоотношений, выявить «узкие» места федерального и областного законодательства, проблемные вопросы местного значения.

 

Закон в теории и на практике

Формирование законодательства Тверской области в 2009-2011 годах определялось масштабными и сложными политическими, экономическими и социальными процессами, происходившими в регионе и в стране в целом.

Как подчеркнул Андрей Епишин, в этот послекризисный период именно сбалансированность в разработке разных направлений областного законодательства обеспечила стабильное социально-экономическое развитие Тверской области. 

В эти годы продолжалась активная работа по совершенствованию законодательства в сфере государственного устройства, был заложен правовой фундамент противодействия и профилактики коррупции. Большое внимание уделялось законодательному обеспечению мер по модернизации экономики, сельского хозяйства, привлечению инвестиций, регулированию земельных отношений, правовой поддержке малого и среднего бизнеса.

В социальной сфере последовательно велась комплексная работа над повышением эффективности законодательного регулирования в области здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры.

С изменениями в федеральном законодательстве получила дальнейшее развитие нормативно-правовая база о местном самоуправлении, муниципальной службе, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

 

О законодательной инициативе и общественном мнении

Наиболее активно правом законодательной инициативы в 2009-2011 годах  пользовался губернатор и администрация (ныне правительство) области. В 2009 году этим правом воспользовался уполномоченный по правам человека. Вместе с тем, правом законодательной инициативы в областном парламенте не воспользовались главы муниципальных образований, а инициативы местных парламентов касались в основном границ поселений. К сожалению, достаточно низкий уровень активности продемонстрировала и областная Общественная палата.

Что касается участия в федеральном законодательном процессе, то региональный парламент внес в Государственную Думу шесть законодательных инициатив. Все они касались вопросов государственного устройства, повышения мер административной ответственности.

— В докладе впервые систематизирована информация о формах участия общественности в разработке и контроле за исполнением законов Тверской области, — отметил Андрей Епишин. – То есть, имеются в виду «круглые столы», общественные слушания по вопросам реализации законов и другие мероприятия, позволяющие изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.

 

О мониторинге, правоприменительной практике и контроле

— Законодательное Собрание проводит мониторинги по собственной инициативе, — подчеркнул спикер областного парламента. – Их результаты позволяют обнаружить реальные проблемы правоприменительной практики и своевременно корректировать действующие нормативные правовые акты, что в итоге способствует повышению эффективности действующего законодательства, а также разрешению возникающих вопросов на ранних стадиях законотворчества.

По мнению Андрея Епишина, в дальнейшем мониторинг правоприменительной практики для оценки эффективности принимаемых законов должен дополняться жестким контролем (и в первую очередь парламентским) за реализацией законов органами государственной власти.

 

Законотворчество в перспективе

Стратегические цели развития региона, которые требуют дальнейшего правового обеспечения, остаются неизменными. Это улучшение демографии, эффективная государственная политика в сфере охраны семьи, материнства и детства, повышение качества здравоохранения и образования, создание условий для темпов роста экономики, антикоррупционная политика.

— Мы намерены целенаправленно продолжать курс на выравнивание уровня экономического и социального развития территорий, — резюмировал председатель Законодательного Собрания. – Средствами для решения этой задачи должны стать привлечение инвестиций, газификация, последовательная модернизация отраслей сельского хозяйства, дорожного строительства и транспорта. Данные приоритеты, безусловно, получат выражение в планах законотворческой деятельности областного парламента.

Спикер выразил уверенность, что доклад будет востребован не только в практической деятельности депутатского корпуса, органов государственной власти Тверской области и местного самоуправления, но и вызовет широкий интерес научного сообщества, юристов-практиков и самой широкой общественности.

Иван ОРЛОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *