Бюджетный портфель Верхневолжья

2013-й – принципиально важный год для бюджетной политики в Тверской области. Впервые за последние годы региональный бюджет сформирован с небольшим дефицитом. Область учится жить по средствам, эффективно использовать каждый рубль. Сегодня в «Теме номера» мы подробно разберем, каким будет бюджет-2013 и постараемся понять, как власть  пытается навести порядок в финансах.

Дефицит дефициту рознь

В 2013 году доходная часть областного бюджета составит 40,07 млрд рублей, в то время как расходы – практически 43 миллиарда. Таким образом, получается, что дефицит в нынешнем году насчитывает около 3 млрд рублей, что в три раза меньше, чем в прошлом (напомним, что тогда он был равен 9,06 млрд рублей).

То, что бюджет нашего региона дефицитный – ни для кого не секрет.  Но ведь, по сути, весь мир живёт в долг. Некоторые европейские страны, например, имеют внешний долг больше, чем собственные доходы. Но Европа Европой, а мы всё-таки живём в России и хотим знать, почему же так сложилось, что в Тверском регионе формируется с дефицитом. На то есть много причин, отмечает председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Тверской области Константин Буевич. Так, при принятии бюджета законодательный орган должен учитывать обязательные расходы, которые просто не имеет права не закладывать  в него. 

— Основные расходные обязательства областного бюджета сформированы на основе Законов Тверской области по предоставлению льгот и субсидий ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пожилым людям, различным категориям граждан, в области здравоохранения, образования, социальной сфере, спорте, культуре, —  поясняет парламентарий.

При этом, фактически каждый год эти траты увеличиваются. Например, в этом году в областном бюджете предусмотрены расходы, связанные с выполнением указов Президента РФ, подписанными 7 мая прошлого года, касающиеся увеличения зарплаты учителям, работникам дошкольных учреждений и преподавателям профтехучилищ. 

Стоит отметить, что госдолг, который  на сегодняшний день в Тверской области накопился достаточно приличный, составляет более 50 процентов собственных налоговых и неналоговых доходов.

— Мы снизили темпы по наращиванию госдолга, приняв бюджет с дефицитом в 3 млрд рублей, — отмечает Константин Буевич.

К сожалению, федеральный центр из года в год сокращает финансовую помощь бюджету Тверской области, причем более быстрыми темпами, чем растут наши доходы. Так, дотации из федерального бюджета в 2013 году сократились в среднесрочной перспективе на 425 млн. рублей к уровню 2012 года. Причем отметим, что  к 2015 году эта помощь сократится до минимума.

— Политика федерального центра в отношении регионов сейчас такая: привлекайте инвестиции, создавайте новые рабочие места, зарабатывайте сами, — подытоживает Константин Буевич. 

Доходы, расходы и нововведения

Однако прежде чем более подробно рассматривать бюджет, стоит пояснить, откуда берутся те самые доходы, и, самое главное, на что они расходуются. Около 90 процентов (а именно – 30,288 млрд. рублей) всех доходов областного бюджета приходятся на четыре вида налогов: налог на прибыль организаций (10,224 млрд рублей), налог на доходы физических лиц (те самые 13 процентов, что вычитаются из зарплат, – 9,407 млрд рублей), акцизы (5,060 млрд. рублей),  налог на имущество организаций (5,597 млрд.  рублей). Более половины объема расходов в 2013 году планируется направить на реализацию программ в сферах образования (8,839 млрд.  рублей), здравоохранения (8,444 млрд. рублей), социальной защиты населения (6,207 млрд. рублей), культуры (956 млн рублей), спорта (789 млн рублей). Кроме того, серьезные вложения планируются на реализацию государственных программ в сельском хозяйстве, ЖКХ, дорожной отрасли. Николай Попов, председатель колхоза «Мир» Торжокского района отмечает, что в бюджете 2013 года на поддержку сельского хозяйства заложена значительная сумма, но аграриям хотелось бы большей поддержки, ведь из-за  низких закупочных цен на молоко и мясо хозяйство недосчитывается выручки.

Леонид Мусин, президент Тверской торгово-промышленной палаты, добавляет, что «в областном бюджете на 2013 год сохранены все меры поддержки малого и среднего бизнеса. Более того, образован венчурный фонд, который на принципах софинансирования с федеральным центром будет выделять средства для малых и средних инновационных предприятий». — Хотелось бы в качестве дополнительной меры поддержки порекомендовать ввести для инновационных предприятий так называемые налоговые каникулы: освободить их от налогообложения до начала выпуска новой продукции или до запуска нового оборудования, — делится своими предложениями Леонид Мусин.

Стоит отметить, что в 2013 году впервые бюджет был разработан на основе 26 государственных программ по трем направлениям социально-экономического развития региона: «Новое качество жизни» (11 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (6 программ), «Эффективное государство» (9 программ).

Известно, что федеральный бюджет переходит на формирование на основе государственных программ только в 2014 году. Однако ряд регионов, в том числе и Тверская область, выбрали такой способ формирования бюджета уже сейчас.

— Я считаю,  что легче будет администрировать расходы, легче по ним работать, оценивать выполнение задач по достижению целей, — говорит о госпрограммах Константин Буевич. —  Мы упрощаем процесс: у нас была масса программ, разных названий, сейчас же мы приходим, можно сказать, к универсальному виду.

Того же мнения придерживается и Сергей Голубев, заместитель председателя, член постоянного комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Тверской области:

— Формирование бюджета по государственным программам подразумевает более концентрированное распределение денежных средств, большую прозрачность. Раньше программ было много, много направлений, а госпрограмм – меньше. Мы приняли эту программу раньше, чтобы, в том числе, посмотреть, как она работает.

Муниципалитеты: сокращение вливаний или стимул к развитию?

Законодательным собранием Тверской области были внесены поправки в закон о межбюджетных отношениях. Разработана новая методика: финансовая поддержка будет оказана в первую очередь тем муниципалитетам, которые развиваются, сокращают свои издержки, административно-хозяйственные расходы, штат чиновников, оптимизируют расходы в социальной сфере (школы, детсады и пр.).

Понятно, что такая система нравится не всем. Например, глава Оленинского района Олег Дубов считает, что подобные нововведения могут привести к проблемам.

Однако, по мнению Константина Буевича, эта методика должна лишь стимулировать муниципальные образования:

— Работа муниципалитетов оценивается по бальной системе, в результате оценки они получают дополнительные средства. Таким образом, эта методика стимулирует к развитию территорий. А у тех районов, кто не хочет этого делать, соответственно, финансирование сокращается, — поясняет Константин Буевич.

Если посмотреть адресную инвестиционную программу 2013 года, то 23% ее расходов будут направлены непосредственно на муниципальные объекты. Это не считая того, что будет инвестировано на объекты здравоохранения, спорта, ЖКХ и т.д, которые также будут построены в муниципалитетах. Но если в прошлые годы с финансированием помогал федеральный бюджет, то теперь адресная инвестиционная программа реализуется за счет областных финансов. Поэтому, в любом случае, некоторым главам муниципалитетов неизбежно придется пересматривать подход к бюджету. На это нацелен и стартовавший в этом году пилотный проект по поддержке местных инициатив. Деньги нужно не только тратить, но и зарабатывать – теперь это главный принцип бюджетной политики, от которого никуда не деться. 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *