Так что, правильнее было бы говорить не о “возрождении” его, а о стимулировании, усилении. Причем, даже с точки зрения банальной логики абсолютно непонятном, неоправданном и заведомо безрезультативном.
Речь пойдет о двух законах, принятых совсем недавно и обсуждающихся “наверху” по сию пору. Например, сегодня в Госдуме должно пройти второе чтение закона “антитабачного”, которым, в частности, с июня 2014 года “запрещается курить в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, коммунальных гостиниц, услуг для временного проживания туристов, на пассажирских платформах пригородного сообщения”. Кроме этого — повышение цен, и далее по списку.
Забота о здоровье граждан? — Как-то не верится. Поскольку полагаю, что выбегать курить на мороз из “коммунальных гостиниц” — ничуть не полезнее, нежели курить в тепле, в специально отведенных помещениях, да и просто в номере — если живешь в нем один, или с курящими. То же, кстати, и с законом “антипивным”, — никак не поверю, что “безалкогольные энергетические напитки”, дружно заполонившие витрины ларьков, полезнее для здоровья, чем прежде занимавшее их пиво. Вот что вреднее — поверю вполне.
Так что утверждение насчет “заботы о здоровье” выглядит, извините, как-то убого. Особенно на фоне того состояния экологии, которое заведомо наносит вреда организму куда больше, чем курение. Особенно на фоне такого наполнения медиа, которое, явно или неявно, но постоянно рекламирует и пиво, и “энергетику”, и разные другие “вещества”.
Тем более, что давно известно: тупо сокращать предложение при наличии (и тем более — при стимулировании) спроса ни к чему хорошему не приведет. К пресловутому дефициту, к очередному его обострению, — да. К уходу предложения в руки “черного рынка” — однозначно. И больше ни к чему. Впрочем, может быть, лоббисты данных законов именно этого и добивались?
Если кому-то захотелось с чем-то бороться (о необходимости самого факта такой борьбы — разговор отдельный), то достигнуть нужного результата можно лишь одним способом: борьбой за снижение спроса. Повторю еще раз: не сокращением предложения, а работой над тем, чтобы снизился спрос. Чтобы данный товар или услуга стали менее востребованными. Работой методичной, упорной и долгой. Которая, возможно, не всегда по карману, да и не всем “по уму”. Может, в том и причина того, что на деле происходит все ровно наоборот? Через одно, хорошо анатомически-известное место?
Хотя сторонники законов придерживаются иного мнения. По их словам, недоступность, или усложнение доступности к табаку и пиву сможет отвратить кого-то, в первую очередь из числа молодежи, от этих “товаров”. В качестве аргумента обычно приводится статистика “сухого закона” середины 80-х. Может, оно и так. Хотя, с другой стороны, данные цифры по вполне понятным причинам вряд ли объективно отражают результаты той кампании. Да и пиво, а особенно табак, употребляет сегодня не только и не столько молодежь, сколько люди в более солидном возрасте. Так что — как сказать…
Нельзя не упомянуть и еще об одном аспекте этой “борьбы”. О незавидной роли малых предпринимателей, по самому своему статусу призванных обеспечивать горожан наиболее востребованными товарами в режиме “шаговой” и круглосуточной доступности. Востребованность пива и сигарет никуда не делась и, смею уверить, не денется. Зато право торговать ими теперь предполагается передать только крупным магазинам. Чем остается торговать в ларьках, чтобы они не стали убыточными? Той же “энергетикой” — открыто? Или пивом, водкой, наркотиками — из-под полы? Или просто игнорировать новые законы? К слову — за первые 20 дней их действия городские власти, проведя 58 рейдов и проверив 682 “объекта розничной торговли”, выявили факты незаконной продажи пива в 65 точках, то есть в каждой десятой. Изменится ли эта тенденция в дальнейшем — сомневаюсь.
Кто-то когда-то мудро сформулировал: “Вся наша жизнь — это череда выбора меньшего из зол”. И это очень верно. Потому, выбирая между сигаретами втридорога на черном рынке, и по нормальным ценам на “белом”, я выбираю второе. Между водкой и наркотой из-под полы, и пивом в ларьках, — тоже. Особенно, если для снижения спроса на них, о котором я уже писал, уже 20 лет ничего не делалось, не делается, да и не предвидится.
Уж извините…
Добавить комментарий