«Получаю пенсию по инвалидности 4000 рублей. Хотел устроиться на работу: чтобы ходить на собеседования, взял кредит и приобрел представительный портфель стоимостью 36000 рублей». «Вместе со стипендией мои среднемесячные доходы составляют около 10–12 тысяч рублей. Купил IPhone стоимостью 26000 рублей в кредит, чтобы быть на уровне однокурсников». Ну и так далее. Смысл ясен. Почему бы не взять кредит, коль дают и даже предлагают? Правда, вскоре приходится вспомнить о том, что «берем в долг чужие, а отдаем свои». Стоит добавить: и с немаленькими процентами. И вот тут веселье уступает место совсем противоположным чувствам.
Есть меткое выражение: «без порток, но в шляпе». Думается, оно прекрасно характеризует состояние многих из тех, кто польстился сейчас на доступность потребительских кредитов. Смешно сказать, но на дороге не раз приходилось наблюдать сценки, в результате которых начинало казаться, что владелец менее «навороченной» машины, как правило, дефакто богаче владельца более «навороченной». Стоят вот на дороге новый «Мерседес» и старые «Жигули». Поцарапались. Бывает. Цена этой царапины, даже на иномарке, самое большее – тысяч пять. Владелец «Жигулей» при этом спокоен, а «мерсовод», как принято говорить, откровенно «вибрирует», ждет оформителей, страховщиков, готов съесть собственную шляпу за вписание лишних ста рублей ущерба.
Разъяснил эту ситуацию мне один приятель – кстати, там же, в соцсетях. «А что ты думаешь? – написал он. – Жигулист свою машину явно не в кредит покупал. Накопил – и взял. Благо она относительно недорогая, особенно если подержанная. А тот, что на «мерсе», наверняка взял его в кредит. То есть по факту – он нищий. И машина не его, и денег нет, да еще каждый месяц мзду в банк относить надо».
И ведь не поспоришь! Вроде бы что так, что этак, что накопить, что в кредит взять – почти одно и то же. Ну, если не учитывать проценты. Но в первом случае надо ждать, а во втором – вот оно! Прямо сейчас! И не думается както о последствиях этого шага или о какихто «форсмажорах». И волейневолей вспоминаются почемуто советские времена. Когда кредитов «в деньгах» не было вообще (разве что ссуда на предприятии), а в рассрочку продавали лишь крайне ограниченный набор товаров, в список которых дефицитные в то время автомобили не входили. И ведь жили же както! Копили. Покупали. И никому не были должны.
Подумалось обо всем этом еще и потому, что выпал первый снег. Непонятно? Объясню. Скоро выпадет снег и второй, и третий – скоро, что ни делай, покроются снегом улицы и «снизится их пропускная способность». Раньше это хотя бы компенсировалось параллельным снижением и числа машин на дорогах. Купленные на свои, кровные, было принято беречь и, когда только можно, обходиться без них. Теперь же такого снижения нет. Купленное на «чужое» не так жалко. Да и раз брать кредит, то явно не на «Жигули», а на чтото, для чего, по идее, зима не страшна. Так что дороги как были, так и останутся забитыми «кредитными» «фордами», «фиатами» и «ситроенами». Так же точно будут они перекрывать движение изза единой царапины и дрожать над оценкой ущерба.
Потому что нищие.
Добавить комментарий