За полтора века своего существования белый медицинский халат прочно обосновался в сознании людей как символ бескорыстия, милосердия и надежды на исцеление.
Впрочем, для заслуженного врача РФ, хирурга с более чем тридцатилетним стажем, заместителя главного врача областной клинической больницы Игоря Евгеньевича Лисина символ этот давно уже стал привычной деталью рабочей одежды. Однако суть его отношения к профессии, к людям, к жизни была и остается неизменной: в халате или без него он всегда готов по первому зову прийти на помощь попавшему в беду человеку. Эта готовность не продиктована самим предназначением выбранной профессии, не сформировалась на лекциях в мединституте, а возникла в нем естественно, почти на генетическом уровне, еще в детские годы.
Хотя, на первый взгляд, мальчика, рожденного в семье инженеров в городе Грозном в негрозном 1958 году, ждала иная участь. Да не дождалась. И все потому, что линия судьбы доктора Лисина началась задолго до его рождения. Возможно, с того момента, когда мама Игоря Римма Львовна, окончив краткосрочные, так называемые роковские, курсы, стала медсестрой в военнополевом госпитале, где прослужила с 1942 по 1946 годы. А возможно, корешки будущего призвания тянутся несколько глубже – к тетушке Игоря Евгеньевича, которая получила высшее медицинское образование еще до войны и с первых ее дней работала в госпитале ведущим хирургом очень сложного и, увы, актуального тогда направления – ранения в грудь и живот. Это она, Дора Львовна, взяла к себе двух младших сестричек, чтобы в то суровое время быть рядом. Так сестры и прошли вместе всю войну. И хотя дальнейшую жизнь мама Игоря связала с профессией, далекой от медицины, культ старшей сестры – хирурга от Бога – в семье Лисиных обосновался всерьез и надолго. Неудивительно, что сакраментальным вопросом «Делать жизнь с кого?» ни сам Игорь, ни его старший брат Вадим не задавались. Конечно, с тети Доры. А ее тем временем пригласили в Калинин помочь в реорганизации фтизиатрической службы. Вскоре дали квартиру, так здесь и прижилась. Это обстоятельство оказалось весьма кстати, поскольку в Грозном мединститута не было. В общем, все очень удачно сошлось. Вадим переехал к тетушке и поступил в мединститут, Игорь решил последовать его примеру сразу же после окончания школы. Но на семейном совете постановили: ждать не стоит, и Лисины в полном составе переехали в город на Волге. После школы, само собой, Игорь тоже стал студентом мединститута.
Годы учебы он вспоминает без пресловутой ностальгии по беспечной юности, видит в них, прежде всего, полезную школу взросления и в жизни, и в профессии (хотя уже тогда эти два понятия были для него синонимами). Время выдалось непростое, рассчитывать приходилось только на себя. С первого же курса подрабатывал на флюоростанции, в стройотрядах, где трудился и строителем, и медбратом; в бригадах «скорой помощи»: сначала санитаром, а после четвертого курса – фельдшером. Тогда же появилась и первая запись в трудовой книжке.
После пятого курса студенты определялись с дальнейшей специальностью. К ее обучению допускались по количеству баллов. Пожалуй, самый строгий отбор был на специальность хирурга – не менее 4,5 балла по пятибалльной шкале. Игорь Лисин жесткий рейтинг прошел и на шестом курсе начал постигать азы заветной профессии. Первые операции были, конечно, мелкие, несложные, да и на них студенты лишь ассистировали. Серьезные навыки приобретались уже в интернатуре.
– Мне повезло, я попал в 7ю городскую больницу, – рассказывает Игорь Евгеньевич. – Там в хирургическом отделении работали два высококлассных хирурга: Иосиф Петрович Брадецкий и Дмитрий Вивианович Сухов. Эти замечательные люди стали моими практическими наставниками. Вскоре я не только ассистировал им, но и сам проводил операции, разумеется, соответствующие моему возрасту и квалификации. В основном это были аппендициты, травмы брюшной полости, холециститы и, конечно, плановые – по удалению грыжи. К концу интернатуры набралось более сотни самостоятельных операций. Параллельно посещал занятия по травматологии, дежурил в приемных отделениях. Из нас готовили хирургов широкого профиля, так как после окончания института мы должны были три года проработать в районных больницах области, где приходилось использовать знания практически всех разделов хирургии.
То, что Игоря Лисина тогда распределили в Селижаровскую ЦРБ, он считает большой удачей. До сих пор тепло отзывается о тамошних коллегах, помнит «сложных и необычных» пациентов, приятно удивляется, когда и сегодня, через столько лет, при встрече нетнет да и напомнят: «А вы мою дочь оперировали…». Или сына. И благодарят. Не случайно в Селижарове он на полтора года больше положенного задержался.
Возможно, работал бы и дальше, но тут пришло заманчивое предложение от коллег – занять вакантное место хирурга в областной больнице. Заманчивое, прежде всего, перспективой профессионального роста. Через какоето время, активно занимаясь хирургической практикой, почувствовал, что «созрел» для диссертации. Защитился в НИИ проктологии в Москве. Тема диссертации вызвала интерес у специалистов, Лисина стали регулярно приглашать на различные конгрессы и симпозиумы в Европу, в Англию, в Америку, но тогдашнее время не поощряло «охоты к перемене мест».
– Зато сейчас, – смеется мой собеседник, – за границу езжу при малейшей возможности. Бывал практически на всех континентах: в Америке, в Азии, в Европе, в Африке.
Однако и в поездках профессия «не отпускает» доктора Лисина. Однажды по пути в Таиланд с одним молодым соотечественником случилась беда – острое нарушение мозгового кровообращения. Лисин вместе с анестезиологом из Москвы, имени которого спросить не успел, понизили запредельно высокое давление больного и на протяжении десяти часов полета делали все, чтобы в конечном итоге передать его врачам таиландской «скорой» в болееменее стабильном состоянии.
Подобных происшествий в «отпускной» жизни Лисина, увы, предостаточно.
– Словно сама судьба, зная, что я врач, специалист экстренной хирургии, подбрасывает мне такие вот неординарные случаи. Поэтому, собираясь в дорогу, всегда беру с собой лекарственные препараты. Не для себя, конечно.
В 2003 году Игорь Евгеньевич возглавил хирургическую службу областной больницы. На его попечении 14 отделений хирургического профиля. Это большой живой организм (врачи, сестры, младший медперсонал), который должен функционировать четко, слаженно, эффективно. Еще в студенческие годы Лисин услышал от старого доктора фразу, которая стала для него принципиальной в общении с пациентами: «Перед банщиком, Богом и врачом – все равны». Это правило он старается привить персоналу: прежде всего спасти человека, оказать ему экстренную неотложную помощь, а потом уже разбираться: есть ли у него полис, паспорт, прописка, какого он возраста, родаплемени и прочее.
Такой вот он, доктор Лисин.
Еще в студенческие годы Лисин услышал от старого доктора фразу, которая стала для него принципиальной в общении с пациентами: «Перед банщиком, Богом и врачом – все равны».
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ
Добавить комментарий