«Совершенно знающ в своем деле…»

Ровно восемь лет – с января 1776 по февраль 1784 года – в должности губернского архитектора в Твери находился Фёдор Фёдорович Штенгель (Johann Friedrich Stengel). Это был самый плодотворный и значительный период во всей его творческой карьере, включая как недолгую предшествующую деятельность в Германии, так и работу в течение нескольких десятилетий в Петербурге.  

Приезд Штенгеля в Россию совпал с началом важных административно­территориальных реформ Екатерины II. Они сопровождались грандиозными градостроительными преобразованиями. В царствование Екатерины II (1762–1796) было разработано более 300 регулярных планов городов, многие из которых имели многовековую историю и сохраняли к тому времени свою древнюю структуру и застройку. Тогда же была учреждена должность губернского архитектора, и первым в России губернским архитектором стал Штенгель. 

Ко времени приезда Штенгеля в Тверь в городе уже полным ходом шли работы по его преобразованию, начатые после пожара 1763 года, уничтожившего почти всю центральную часть города. Градостроительные и архитектурные новшества, реализованные в Твери, рассматривались императрицей и ее сподвижниками как образец для подражания в других городах России. Составление нового генерального плана Твери и его осуществление было поручено одному из ведущих московских зодчих: Петру Романовичу Никитину. Под его руководством работала «архитекторская команда», в которую входил Матвей Казаков – впоследствии знаменитый мастер русского классицизма. В основу регулярного плана Твери Никитин положил трехлучевую систему, впервые в России примененную в Петербурге. Три улицы расходятся от полукруглой Почтовой (ныне Советской) площади, с которой начиналась центральная часть города при въезде со стороны Москвы. Перспектива главного проспекта (улица Миллионная, ныне Советская) замыкалась колокольней Спасо­Преображенского собора в центре древнего кремля. Боковые улицы ориентировались на угловые бастионы крепости. Так достигалось единство средневековой и регулярной градостроительных систем. На центральную ось нового плана нанизано несколько площадей, образующих своеобразную анфиладу парадных пространств. Главным звеном композиции служит восьмиугольная Фонтанная площадь, ставшая новым общественно­административным центром города.

Штенгель застал город в период его активной застройки по регулярному плану. Однако для превращения в город подлинно европейского типа предстояло сделать еще многое. Штенгель продолжил работу предшественников; при этом в своих главных постройках он отошел от ставших уже несовременными форм барокко, создав произведения в стиле раннего классицизма.

Главное место в тверской деятельности Штенгеля занимают общественные постройки, а среди них – два административных корпуса на Фонтанной площади, хорошо сохранившиеся до наших дней: корпус губернского правления (1778–1780) и корпус уголовной и гражданской палат (1781–1785). Форма площади и архитектура двух более ранних корпусов предопределили основные композиционные особенности построек Штенгеля. Боковые крылья расположены под тупым углом относительно главного корпуса. При этом их объемная структура и фасады отличаются большей монументальностью, отвечающей представительности административных учреждений. Эти здания можно расценивать как подлинные произведения раннего классицизма в России.

Среди работ Штенгеля в Твери – проектирование и строительство дома губернатора (достроено первоначальное здание в 1779–1780), дворянского училища (1780­е, разобрано в 1963 году), духовной семинарии (1777–1779, разобрано в 1845 году), работного дома (1781), богадельни (1777–1778, не сохранилась), больницы (1779–1785). Последняя стояла в створе Миллионной улицы на восточном краю города. Ее архитектурные формы позволяют с большой долей вероятности приписать этот проект Штенгелю. Здание было полностью перестроено в XIX веке, а несколько лет назад брошено.

К бесспорному авторству Штенгеля относится еще ряд построек, не дошедших до нашего времени. Это губернская тюрьма (1778–1780), стоявшая на месте гостиницы «Центральная»; загородная резиденция тверских архиепископов – дворец в Трехсвятском (1777–1783), облик которого нам неизвестен; дом для Тверской конторы водной коммуникации (1780), известный лишь по планам его двух этажей; корпус кузниц в Твери; два питейных дома –  в Твери и Вышнем Волочке (1779). К своеобразным произведениям Штенгеля относился Красный (Владимирский) мост через ров древнего кремля, построенный в 1787 году (около современного, уже, впрочем, бывшего Дома офицеров на Советской улице). Сухой ров позволил использовать пространство под проезжей частью для устройства питейного дома и харчевни.

На протяжении всех лет своего пребывания в должности губернского архитектора Штенгель занимался перестройкой и ремонтом Путевого дворца в Твери. Скорее всего, им были внесены некоторые изменения в первоначальный облик здания. 

Среди произведений Штенгеля за пределами Твери наиболее значительными были проекты для Вышнего Волочка: гостиного двора и колокольни Казанского собора (1783).

Творческая деятельность Штенгеля в должности губернского архитектора, несомненно, не ограничивалась рассмотренными выше постройками и проектами. С большей или меньшей долей вероятности ему можно приписать целый ряд сооружений в Твери и Тверской губернии, которые были созданы в годы его пребывания здесь или вскоре после отъезда в Петербург. В Твери это несколько сохранившихся до наших дней построек: банк – представительное здание в развитых формах раннего классицизма; значительно более скромная пивоварня, два близких по архитектуре жилых дома купцов Блохина и Зубчанинова (набережная Афанасия Никитина), акцентированные угловыми ротондами с ионическими колоннами; дома «сплошной фасадой» на набережной Волги, дом купца Семёна Арефьева, выделяющийся лепным обрамлением окон с женскими головками. Последний мотив уникален для тверской архитектуры. 

Среди церквей, построенных в Твери во время пребывания здесь Штенгеля, наиболее вероятным произведением архитектора может быть церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (1782–1792).

Тверская карьера Штенгеля завершилась 24 февраля 1784 года, когда он был переведен в Петербург. Творческая биография архитектора в его тверские годы достаточно богата и разнообразна. О его человеческих качествах пока можно судить лишь по отзыву тверского губернатора Тутолмина, который в официальной записке об отличившихся чиновниках так характеризует губернского архитектора: «Совершенно знающ в своем деле, беспримерно трудолюбив, отлично рачителен о пользе казенной, некорыстолюбив, беспристрастен и весьма хорошего поведения и воспитания».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *