Вспомнить всё

4 ноября Россия отмечает один из самых молодых государственных праздников – День народного единства. Но, несмотря на молодость современного праздника, мы говорим о колоссальном историческом его значении.

22 октября (по юлианскому календарю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай­город в Москве. Польский гарнизон отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай­город с Казанской иконой Божией Матери и дал слово построить храм в память этой победы. 26 октября командование гарнизона польских интервентов капитулировало, а на следующий день гарнизон сдался. В календаре Русской Православной Церкви 22 октября стало праздником в честь Казанской иконы. А в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году был объявлен государственным праздником, который праздновался вплоть до 1917 года. Из­за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и нынешним григорианским календарями этот день сместился на 4 ноября. 

Таким образом, 4 ноября 2012 года мы будем отмечать день 400­летия освобождения Москвы от польско­литовских интервентов, окончания Смутного времени на Руси – страшного исторического периода в истории нашей государственности, когда угроза исчезновения страны была слишком близкой.

Несмотря на то, что разные люди по­разному относятся к этому празднику, мы все­таки говорим о беспрецедентном явлении в истории нашей страны, когда сам народ, без каких­либо указаний, объединился, взял в руки оружие, изгнал со своей земли вражеские войска и окончил эпоху самозванства. Сегодня, когда политические потрясения XX века почти стерли события того времени из народной памяти, мы просто обязаны вспомнить о них вновь. Это одна из тех великих побед, которая заложила основу современного Российского государства. 

Тверь отметит 400­летие преодоления Смуты на Руси большой программой. Вчера, 1 ноября, в городе состоялась всероссийская научно­практическая конференция «Смутное время в истории, культуре и литературе. Тверской край в период Смуты». 

В конференции приняли участие преподаватели и сотрудники вузов, научных организаций, студенты и аспиранты. Звучали темы Смуты как исторического, политического, социального и культурного феномена, Калязинской битвы и ее значения для Тверской губернии, диалога и конфликта культур, литературы Смутного времени и другие. 

Для широкой общественности массовые мероприятия пройдут в праздничный день, 4 ноября. С 11.00 торжественное шествие проследует от стелы «Тверь – Город воинской славы» до обелиска Победы. С 12.30 в городском саду будут работать площадки для детей и взрослых с народными гуляньями и выступлениями творческих коллективов. Жители и гости Твери смогут поучаствовать в молодецких играх­забавах, мастер­классах по фехтованию, научиться стрелять из лука. Но самым ярким и зрелищным мероприятием станет историческая реконструкция – баталия, участники которой доподлинно восстановят события далеких дней.

Это будет что­то грандиозное! В городском саду, практически на территории Тверского кремля, сойдутся в схватке сорок человек с каждой стороны. Здесь будут и кавалерия, и пушки, будут мушкетеры и пикинеры. Для организации такого боя объединились почти все тверские реконструкторы. Идея провести бой такого масштаба принадлежит военно­историческому клубу «Хранители мира», большую помощь в проведении баталии оказали клуб военно­исторической реконструкции «Служивый» (Московская область), организация «Compañeros de armas», военно­исторические клубы «Феникс» и «Дружина», студенты учебных заведений Твери.

Как признается руководитель «Хранителей мира» Артём Бандурист, такого в Твери еще не было – как по масштабам, так и по тематике. Крылатые гусары, тяжелая панцирная кавалерия поляков и русская поместная конница, артиллерия в виде фальконет, пехота, схватившаяся врукопашную. 

– Основываясь на реалиях того времени, мы адаптировали бой для городских условий, – рассказывает член клуба Сергей Неклюдов. – Хотя реальный исторический бой показать сложно: нужно не сорок человек с каждой стороны, а хотя бы сто на сто.

Ребята из «Хранителей мира» опровергают мнение о том, что документов, по которым можно воспроизвести события 400­летней давности, почти не осталось. Летописи, хроники, личные воспоминания пана атамана Кернажитского, жизнеописание Якоба Делагарди, многие другие источники.

– Это будет реконструкция баталии. Не освобождение Москвы, – рассказывает Артём. – История Смутного времени в контексте Твери – это все­таки битвы 1609 года. Досадно, что Торопец, Торжок, Калязин, даже Городня почти каждый год проводят мероприятия, приуроченные к этому году, а Тверь – ни разу. Хотя у нас здесь было двухдневное сражение, а потом еще и осада.

Тверская земля в эпоху Смутного времени связана в первую очередь с личностью М.В. Скопина­Шуйского. Сегодня его имя знают многие. Но далеко не все. Для привлечения к фигурам Скопина­Шуйского и его сподвижников широкого общественного внимания уже несколько лет (в том числе и на территории Тверской области) успешно реализуется межрегиональная программа «Под княжеским стягом». Она предусматривает совместную деятельность историков и краеведов, музейных работников и учителей. Один из руководителей программы – известный в Твери историк, доктор исторических наук Ярослав Леонтьев. Именно знакомству с ним Артём Бандурист обязан своим увлечением реконструкцией. Историей Смутного времени занимаются активно и в Кашине. Педагог по истории и обществознанию кашинской средней школы № 3 Татьяна Голубева регулярно со своими учениками совершает походы по маршруту следования войска Скопина­Шуйского из Твери в Калязин.

– Поход похож на цепочку, которая связывает не только населенные пункты, но и людей, времена, религии. Поход позволяет решать одну из главных жизненных задач: понять, что человек только тогда человек, когда он – «вместе». Современная цивилизация, ориентируясь на индивидуальность, людей разделяет, теряется очень важное ощущение единства человечества на маленькой Земле, несущейся в пространстве Вселенной. В походе цепь, связывающая нас, становится наглядной, – делится своими мыслями Татьяна Михайловна.

– В Твери тема Смутного времени только­только начала развиваться, – говорит Артём Бандурист.

Ребята переодеваются в костюмы. Артём превращается в шведского офицера­наемника (шведские наемники, кстати, воевали на обеих сторонах), Сергей Неклюдов облачается в костюм боярина­кавалериста. 

– Условно говоря, бо­ярские сыновья – это те люди, которым батюшка сказал: «Вот тебе, сын, пистоль, кольчуга с саблей и конь. Иди, ищи себе счастья», – поясняет Артём. – Как правило, это были младшие сыновья, которым не светило наследство. 

Под плотным снегопадом, не обращая внимания на любопытные взгляды, идем на берег Волги, чтобы схлестнуться шпагами. И несмотря на то, что сзади шумит город, а мимо идут удивленные прохожие, кажется, что время на мгновение сжалось. То время, которое нам сегодня так сложно представить, которое в учебниках истории читается как сказка, вырвалось из прошлого. А то ли еще будет, когда парламентеры не договорятся во рву городского сада, когда под грохот пушек две противоборствующие стороны сойдутся в смертельной схватке…

Начало баталии в 13.30.

Фото Юлии СМОРОДОВОЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *