Чтобы дать компетентные пояснения блогерам и журналистам, в прессцентр были приглашены начальник отдела государственного учета и историкокультурной экспертизы Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Оксана Белякова и руководитель Тверского отделения Международной туристской академии Алексей Железнов.
В прессцентре «Тверских ведомостей» прошло очередное заседание экспертного клуба, учрежденного редакцией совместно с посольством «Живого журнала» в Тверской области
В целом охрана наследия – проблема многогранная, обсудить которую на одномединственном заседании клуба вряд ли реально. Это было ясно задолго до встречи, потому, наверное, и хорошо, что обсуждение на этот раз не распространилось на все возможные вопросы данной тематики, а сосредоточилось лишь на одном направлении «охранной» работы: на самой процедуре придания тому или иному объекту статуса памятника либо снятия этого статуса. И здесь обнаружилось много интересного…
Для начала стоит уточнить, что же именно дает этот статус. А дает он не только «плюсы», но и немало «минусов», особенно если данный конкретный объект является жилым домом и в нем реально живут люди. Да, власть (федеральная, региональная, муниципальная) обязана охранять те здания, которые признаны памятниками и находятся в ее собственности. Эта охрана включает в себя и поддержание их в надлежащем состоянии, то есть ремонт и реставрацию. Которые, стоит сразу уточнить, значительно превышают по стоимости затраты на «обыкновенный» ремонт «обыкновенного» дома. В ситуации, когда денег на эти нужды бюджет выделяет не так уж и много, подавляющее большинство зданий, признанных памятниками, ремонтировать просто не на что.
Иными словами, банально отремонтировать здание«памятник» – дело куда более сложное и дорогое, нежели отремонтировать «не памятник». И понятно, что в случае если объект наследия является приватизированным, то все эти усложнившиеся и подорожавшие заботы ложатся на его собственников.
Именно поэтому, как рассказала Оксана Белякова, заявлений на снятие статуса памятника сейчас куда больше, чем заявлений о его присвоении. И это касается в первую очередь жилых домов, что вполне объяснимо: жильцам важно, чтобы не текли трубы, чтобы было отопление и работала канализация. На фоне этих, действительно насущных, проблем мысли об «историческом наследии» както уходят на второй план. И жители сами просят снять со своего здания статус памятника, лишь бы оно было отремонтировано так же, как и обычные дома.
Нередко, правда, бывает и так, что собственник просто не желает выполнять обязанности по отношению к своей собственности в статусе памятника. Или ему, к примеру, нужна лишь земля, на которой памятник стоит. Тогда, при отказе от снятия статуса, дом может, например, случайно сгореть. Как было с Домом бакенщика в Твери, да и далеко не только с ним. Вышеописанные сложности являются преградой и для того, чтобы подыскать собственника, готового взять себе памятник, даже и бесплатно. В частности, многие полуразрушенные храмы на территории области пребывают в таком состоянии именно потому, что власть вроде бы обязана по закону передать их епархии, но сделать это можно только по ее заявлению. Сложная ситуация и с заброшенными, особенно дальними, дворянскими усадьбами, восстанавливать которые у государства нет ни денег, ни, честно говоря, заинтересованности: использовать их самостоятельно вряд ли удастся, а найти покупателей на них после возможной реставрации нереально – с учетом стоимости реставрации, а соответственно, и ожидаемой цены отреставрированного здания.
В общем, ситуация не из легких. Хотя некоторые движения в сторону ее разрешения все же наличествуют. В частности, вполне реально предположить, что в скором будущем будет освоена и такая форма работы, как государственночастное партнерство. Это, применительно к данной теме, позволит, например, не теряя государственного контроля над памятником, передавать его в аренду за доступную плату неким частным лицам или организациям. Реальные затраты за пользование будут состоять как раз в ремонте, реконструкции и в поддержании памятника в должном состоянии. Такая форма сотрудничества в России уже апробирована и, как говорят, дала неплохие результаты.
Итак, со статусом памятника ясно. А что нужно сделать для того, чтобы его получить или снять? Здесь все еще интереснее.
По сути, все решает акт историкокультурной экспертизы. Получив заявление от собственника, подкрепленное таким актом, Главное управление по охране памятников фактически лишь фиксирует его и переправляет в правовое управление Правительства области. Где тоже проверяют эти документы лишь на юридическое соответствие, и если соответствие имеется, то удовлетворяют заявление.
Но есть одна закавыка. В госструктурах деньги на самостоятельное проведение таких экспертиз не предусмотрены: подразумевается, что оплачивать их должен сам заявитель. И возникает вполне осязаемая вероятность того, что получит он именно то заключение, которое ему требуется. В конце концов, если один эксперт откажется писать то, что нужно, можно найти другого.
Хотя и это не так просто, как кажется. В смысле, сложно найти не «покладистого эксперта», а просто эксперта. Специалистов, облеченных соответствующими сертификатами, дающими право на такую деятельность, и такто немного, а к тому же списка их, какойто контактной информации не существует в природе вообще. Нет даже какогонибудь сайта, где бы суммировалась информация по ним, по аналогии, например, с подобной информацией по нотариусам или адвокатам. Почему? Да потому, что существует закон о защите персональных данных, и на его основании эксперты не хотят лишний раз «светиться». А может, и по какой другой причине…
К слову, такая «засекреченность» экспертов обнаружилась на встрече не сразу. А лишь после вопроса о том, почему не публикуются для всеобщего обозрения совсем вроде бы не секретные, а даже наоборот – подлежащие огласке акты экспертиз по тем или иным строениям. Вот именно этим аргументом и объяснила Оксана Белякова отсутствие таких публикаций. На что блогеры ехидно заметили, что при такой «защите персональных данных» скоро, глядишь, и голосовать мы будем по бюллетеням, в которых будут значиться кандидаты под номерами, а не под «персональными» именами и фамилиями.
Впрочем, как выяснилось, оперативно публиковать полученные Главным управлением акты экспертиз без упоминания их автора законтаки не запрещает. И это, скорее всего, в ближайшем будущем будет делаться. Хотя вопрос о том, где и как искать эксперта собственнику, желающему провести экспертизу, так и остался открытым. Следствием чего, возможно, является и случай, рассказанный Оксаной Дмитриевной, когда к ней с «круглыми глазами» пришла некая собственница и рассказала, что какаято дама, представившаяся «экспертом», запросила у нее за экспертизу аж 200 тысяч рублей. Была ли эта дама экспертом или нет и реальна ли такая цена для экспертизы, понятное дело, сейчас не может ответить никто. Изза уже описанной предельной закрытости этого «экспертного сообщества».
Есть и еще один вопрос. А ну как на один и тот же объект окажутся проведены две экспертизы и с противоположными результатами? По признанию Оксаны Беляковой, таких прецедентов в регионе пока не было, и как они могут быть разрешены, абсолютно непонятно. Вряд ли суд сможет определить, какая из двух экспертиз более профессиональна и честна. И процедура рассмотрения подобных споров в законе никак не прописана. Впрочем, коечто новое на эту тему мы узнаем довольно скоро. Ибо если не было прецедентов, то будут. Непосредственно на встрече обнаружилось, что организация «Тверские своды» имеет на руках положительное заключение экспертизы о придании статуса памятника одному из храмов в Спирове. При том, что в Главном управлении уже есть другое заключение по этому объекту – отрицательное. Теперь эти два противоречащих друг другу документа должны «сойтись в бою». Правда, так до сих пор и не совсем понятно, на каком именно поле битвы, когда и как. Разумеется, редакция будет следить за ходом данного, прецедентного, конфликта. Который, судя по всему, станет хоть и первым, но не единственным.
Присутствовавшие на встрече представители нескольких общественных организаций пришли к выводу о необходимости создания некоей рабочей группы, отслеживающей проведение подобных экспертиз и при необходимости инициирующей проведение альтернативных. Так что юридические споры подобного рода нас, вероятно, еще ждут, и во множестве. Разумеется, «Тверские ведомости» будут отслеживать работу этой группы и информировать о ней своих читателей.
Понятно, что проблема охраны историкокультурного наследия не ограничивается тем вопросом, что был скрупулезно рассмотрен 31 октября. Поэтому предполагается, что обсуждение темы будет продолжено и на одном из очередных заседаний клуба, хотя, возможно, и не на ближайшем.
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ
Добавить комментарий