Зачем учить историю

Научный форум «Тверской вклад в русское православие», состоявшийся на прошлой неделе в научной библиотеке ТвГУ, представлял из себя университетскую конференцию очень достойного уровня, где можно было услышать интересные доклады о тверских монастырях и истории тверского монашества. Как обычно, мероприятие не вызвало большого общественного отклика и немногие люди «с улицы» сподобились его посетить. С одной стороны, винить их вроде бы и не за что, с другой –  жаль, что, кроме специалистов, история церкви мало кому интересна.

Хотелось бы рассказать не о каком­то избранном эпизоде славной древней тверской истории, а напомнить некоторые факты дня сегодняшнего.

Итак, что мы имеем? Из древних монастырей Твери и ее окрестностей в приличном состоянии сейчас находятся только четыре: Оршин, Савватьевский, Николо­Малицкий, Христорождественский. Положение дел с остальными – от плохого до из рук вон плохого. Уже не идет речь о древних, давно исчезнувших обителях. Даже в тех местах, где восстанавливаются монастыри (как в Николо­Малице), вопрос об уважении народа к своим святыням часто зависает в воздухе.

В той же Николо­Малице бывшая часовня у шоссе по­прежнему используется под сауну (она продана в частные руки в начале 2000­х и переделана). На месте монастырского собора стоит забор одного из дачных участков, появившихся там уже на рубеже 1990–2000 годов. Место древнего Жёлтикова монастыря может оказаться пересеченным транспортными развязками.

Так – в городе. За городом не лучше. Красивое место самого знаменитого тверского средневекового монастыря – Саввина на Тьме, собор которого был, к сожалению, по невежеству разобран в конце XIX века, теперь – сельское кладбище. Но до советского времени там была часовня, и до начала 2000­х никаких захоронений на месте храма не могло быть в принципе. Но только не сейчас. Сейчас там появились оградки под будущие (!) семейные усыпальницы, площадью по 20–30 квадратных метров каждая. А ведь этому монастырю исполняется в нынешнем году 615 лет, и хочется, чтобы на его месте была хотя бы часовня.

Понимаю, что причины – чаще всего невежество собственников, арендаторов, дачников, словом, нас с вами, обычных граждан Тверской области. Но ведь ради этого и надо учить историю. Чтобы на примере уважения к своим святыням можно было учить детей добру. Что они скажут нам, видя такое наше отношение к памяти предков?

Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *