Мы много говорим о проблемах транспорта в Твери. И это правильно. Ибо проблема такая есть, и решать ее надо. Причем решать прямо сейчас, и решать в том числе самим, пересаживаясь на менее громоздкие и менее мешающие окружающим виды транспорта. И в этом смысле незаменим тот самый «наш двухколесный друг велосипед». Кстати, давно уже являющийся одним из самых распространенных видов транспорта в самых, как мы их называем, цивилизованных странах мира.
Но для начала – цитата: «…В мае этого года администрацией Твери была принята программа „Тверь – территория здорового образа жизни на 2012 год“. В числе мероприятий, которые планируется реализовать в рамках программы, – обустройство велопарковок. „Это важный шаг в развитии городского велодвижения, – отметил председатель рабочей группы, заместитель главы администрации Твери Алексей Борисов. – Однако наряду с программными мероприятиями необходимо провести комплекс дополнительных мер, направленных на создание соответствующей инфраструктуры и благоприятных условий для развития велодвижения. А именно: создание зоны велодвижения, создание велодорожек на улицах Твери, нанесение дорожной разметки и установка соответствующих дорожных знаков, организация пунктов проката велосипедов и даже проведение велоэкскурсий для жителей и гостей областной столицы. Для решения вопросов, связанных с развитием велодвижения, а также для реализации городской программы „Тверь – территория здорового образа жизни на 2012 год“ будет создана специальная рабочая группа, которой поручено разработать концепцию развития велодвижения в нашем городе…“
Выходит, мысль такая приходит в голову не одному мне, и даже не только велоактивистам, скажем, из тверского клуба „ВелоТверь“ или тем, что инициировали создание „национального веломаршрута № 1“ между двумя столицами. Это радует. Не радует другое.
Думается, причиной невеликой популярности велосипедов среди тверитян (да и вообще среди россиян) в первую очередь является отнюдь не отсутствие велодорожек или велопарковок. И, конечно, отнюдь не нежелание приобщиться к здоровому образу жизни. А сменившаяся в последние пару десятилетий система ценностей. В которой
Кем принято? – хочется мне спросить. Зачем? Почему? Для чего? Дать ответ на эти вопросы с точки зрения здравого смысла просто невозможно. Но, очевидно, здравый смысл в последнее время и сам перестал быть критерием для многих. Отсюда и «сараи на колесах» там, где хватило бы и микролитражки, да и вообще автомобиль для тех целей, что никак не хуже (а то даже и лучше) реализуются без него.
Вот это, кажется мне, и есть главная причина того, почему относительно бюджетный и вроде бы не престижный велосипед остался без должного внимания. Отсюда, вероятно, и презрительное наименование велосипедистов «хрустики», данное им владельцами статусных и «всеми принятых» автомобилей.
При том (вернусь к началу нашего рассказа), что в цивилизованных странах именно велосипедом не гнушаются пользоваться не только небогатые горожане и даже не только средний класс, но и персоны, которых мы привыкли называть «випами»: депутаты, мэры, даже министры. Значит, и правда, проблема не в ценах, не в дорогах и не в наличии велопарковок, а, как говаривал незабвенный профессор Преображенский, в умах. Собственно, как и любая проблема.
Решить бы ее. Но как? Ведь для этого нужно менять ту самую систему ценностей, возвращать ее к нормальному, здравому виду. Когда близость к народу выглядит «престижнее», чем число «лошадей» под капотом автомобиля, а крепкое здоровье считается «статуснее», чем наличие в этом автомобиле бронированных стекол. А такая смена – дело долгое и, признаемся, не самое простое.
Хотя… Знаете, велодорожки и велопарковки тоже лишними не будут. Назвать это «шагом», пожалуй, еще трудно, но «шажком» или, по крайней мере, обозначением направления движения, – вполне можно. И оно, это направление, несомненно, правильное. И оно обозначено. Так что, может быть, теперь можно ждать и шагов? А там и до изменения системы ценностей не так уж и далеко…
Хотелось бы верить…
Игорь БОГАТЫРЁВ
Добавить комментарий