Уникальный опыт сельской народной школы возник на Бельской земле
Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) родился в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). Он получил блестящее образование в Московском университете. По уму и свойствам характера молодой человек занял видное место в московском образованном обществе. В 1866 году Рачинский защитил докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей». Он принимал участие в делах Московского университета, где заведовал кафедрой, заботился о благосостоянии студентов в материальном и нравственном отношении. Это сделало С.А. Рачинского популярным профессором.
В 1872 году Сергей Александрович переселился в свое родовое имение, где постоянно жила его мать Варвара Абрамовна. В Татеве тогда существовала сельская школа самого обыкновенного типа. Рачинский однажды случайно зашел в нее во время урока арифметики, который показался ему необычайно скучным. Сергей Александрович попробовал сам дать урок, стараясь сделать его интересным. Так он стал сельским учителем. В 1875 году Рачинский построил новое прекрасное школьное здание, где поселился и сам.
С этого времени определяется ведущая роль Рачинского в деле созидания церковноприходской школы в России. Он первым выступил решительным сторонником воспитания и обучения народа в неразрывной связи с церковью и приходом, а затем личным примером своих действительно образцовых школ показал возможность и полезность такого воспитания и образования. Рачинский опубликовал целый ряд педагогических статей, которые были напечатаны в сборнике под заглавием «Сельская школа». За эту работу Рачинский в 1891 году был избран в членыкорреспонденты по отделению русского языка и словесности Академии наук. Через его статьи читающая публика впервые ознакомилась с жизнью сельской школы.
По мнению С.А. Рачинского, грамотность всегда рассматривалась в народном представлении как ключ к Божественному Писанию, поэтому Рачинский особенное внимание обращает на изучение церковнославянского языка. Когда новый ученик приходит в школу, «он приносит с собой приобретенное в семье чувство ответственности за свои поступки, за свое время, сознание необходимости труда, напряжения своих сил. От учителя зависит не дать заглохнуть этим драгоценным задаткам, но укрепить и направить их».
Рачинский выделял еще одну особенность русской школы в отличие от школы немецкой. Старшие ученики принимали новичков с радушием и лаской. Обычай дразнить и мучить новичков совершенно был чужд школе русской, каковой являлась, по мысли Рачинского, лишь сельская школа. Забота старших о новичках связана с тем, что крестьянским детям с раннего возраста поручали заботиться о младших братьях и сестрах.
Скромное и ровное поведение учеников в сельской школе, их бодрое и веселое настроение Рачинский объясняет особенностями русского характера: «В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, которыми исполнен быт наших городских классов. Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности, самый стыдливый народ в мире. Грязь в глазах русского человека есть грязь. Когда в нем проснется зверь, живущий в каждом человеке, он кидается ей. Но пока он трезв, пока он остается сам собой, он чист в мыслях и словах. Гаденькая, любезничающая грязноватость, проникшая из Франции в нравы нашего полуобразованного общества, в нашу литературу низшего разряда, глубоко ему чужда. Каждый крестьянский мальчик – такой еще не испорченный русский человек».
Одной из основных проблем народной школы Рачинский считал проблему учительского состава. По его мнению, «учительство в русской школе не есть ремесло, но призвание, низшая ступень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником». Но одним учителем, по мысли Рачинского, не исчерпываются учебные силы школы. Рядом с ним во всякой школе, заслуживающей название нормальной, действует законоучитель – священник, и школьное дело должно быть осуществлением учительского призвания Церкви: «Благо той школе, которая обладает таким законоучителем! Она не умрет, какие бы ее ни постигли внешние и внутренние невзгоды. Она пустит и глубокие корни, и широкие ветви».
Содержание образования в начальной сельской школе Рачинский ограничивает русской грамотой и арифметикой целых чисел. Понимая невозможность усвоения крестьянскими детьми слишком большого объема знаний, он делает упор на образование и приобретение практических навыков и умений. На уроках русского языка школьники при четырехлетнем курсе должны достигнуть следующего: «1) уметь говорить без ошибочных местных оборотов и речений; 2) уметь читать с полным пониманием доступную им по содержанию прозу и стихотворения пушкинского периода; 3) уметь написать при должном внимании без ошибок против русского языка и правописания то, что бывает нужно писать в крестьянском быту: родственное письмо, прошение, условие».
По мнению Рачинского, новые предметы после начальной школы должны вводиться в таком порядке. На первое место он ставит церковное пение. Затем желательно введение арифметики дробных чисел и элементарной геометрии. Геометрия – предмет, подготавливающий к ведению географии, без которой невозможно преподавание истории. Расширение программы школы ведется с учетом связи и взаимовлияния учебных предметов. Рачинский учитывал, выражаясь языком современной педагогики, межпредметные связи. Говорил он и о развивающем обучении.
Семнадцать лет продолжалась напряженная работа, для которой Рачинский не жалел своего здоровья, использовал все собственные материальные средства на благо школы, отказывая себе решительно во всем. Рачинский до конца своей жизни руководил весьма сложным школьным миром, разросшимся вокруг Татева. В 1896 году в школах, которые он содержал на свои средства и где под его руководством преподавали его ученики или выбранные им учителя, было около тысячи учащихся. Всего под непосредственным руководством Рачинского было открыто 12 церковноприходских и одноклассных школ в селах Татеве, Глухове, Сопоте, деревне Вязовах, Новосельском стекольном заводе, две (мужская и женская) в Знаменском, второклассная в селе Дунаеве и школы грамоты в деревнях Зехике, Шкалах, Можайке и Карской. Воспитанники его открывали школы по образцу татевской по всей России.
Заслуги Рачинского перед русским просвещением были признаны на государственном уровне. Он был назначен «Почетным попечителем церковноприходских школ IV благочиннического округа Бельского уезда Смоленской губернии» с определением пожизненной пенсии, которую он употребил на постройку новых школ.
Умер Рачинский 2 мая 1902 года, похоронен в Татеве.
Светлана ГОРШКОВА, кандидат филологических наук, ТвГУ
Добавить комментарий