Добровольная поисковая деятельность с некоторых пор стала весьма популярна в России, а, в частности, и в Твери. Но и у этого, в общем-то благородного, дела есть свои подводные камни, проблемы, в том числе и этического свойства.
Одна из них, на основании публикаций именно тверских поисковиков, была поднята сегодня на блог-сервисе LiveJournal.com (в «Живом журнале»). Публикуем этот материал с незначительными правками.
«…Вполне жизненная и конкретная ситуация. Позавчера на странице одного из нескольких добровольных поисковых отрядов Твери появилась ориентировка, с фотографиями и прочим, на розыск парня, ушедшего из дома аж в ноябре прошлого года. На недоумённые вопросы администраторы группы обтекаемо отвечали
Однако же другие участники группы не сочли за труд прогуляться на страничку „разыскиваемого“ ВКонтакте, и обнаружили, что она регулярно и систематически обновляется, — там размещается какая-то музыка, фотографии, — причём явно свежие, и на которых „пропавший“ отнюдь не выглядит мёртвым или хотя бы печальным.
На новые недоумённые вопросы администраторы группы ответили кратко: „такова воля господа родителей“, и — потёрли всю дискуссию.
В общем, никак не складывается впечатления, что человек „пропал“. Скорее, логичнее предположить, что он просто уехал, и оборвал контакты с родными. Хотя и то, что оборвал, известно лишь со слов. А так — кто знает? Может быть он и пишет им, и звонит, но — есть такая категория людей, которым этого мало. Которым недостаточно общаться с человеком по интернету или даже по телефону, а прямо-таки необходимо „увидеть вживую“, „попить чайку“, „посмотреть в глаза“ и проч. Сам знаю таких несколько, причём, что удивительно, не только из числа людей, обойдённых знакомством с научно-техническим прогрессом. Но — факт есть факт:
Мда… Но это — так, лирика. А по факту складывается малоприятная ситуация, когда „поиск“ человека превращается в охоту на него. Почему он ушёл/уехал? Мы не знаем. Криминала нет, — иначе его искали бы не родители, и не таким образом. А других причин может быть миллион: не хочет жить с предками, расплевался с ними, не может им
Наблюдается, на мой взгляд, в чистом виде покушение на свободу личности. Однако, возникают вопросы:
1. Почти риторический. Имеют ли право органы МВД принимать заявления на розыск людей, о которых достоверно не известно, пропали ли они на самом деле? Понимаю — по процедуре скорее всего могут и даже обязаны. Тогда — а от кого они обязаны принимать такое заявление? Только ли от родителей?
2. Является ли активно ведущаяся страница в соцсети достаточным основанием для прекращения розыска?
3. Что вообще должен делать «пропавший», чтобы прекратить розыск, не раскрывая тех сведений о себе, которые он не хочет раскрывать? Может ли он, условно говоря, придти в любое отделение полиции, в любом городе, предъявить документы, и — всё? Типа «вот он я, засвидетельствуйте мою личность и отмените розыск»? Или же он обязан давать информацию, например, о месте своего нынешнего проживания? И может ли он требовать, чтобы эта информация не дошла до «разыскивающих»? В общем, — как он может себя защитить от раскрытия той информации, что он раскрывать не желает?
4. Может ли он, когда розыск будет снят, предъявить юридические претензии тем, кто разыскивал его без достаточных на то оснований? На тех, кто подавал заявление? На тех, кто тиражировал ориентировки (в частности на подобные «отряды») и проч?
Кстати, это на моей памяти уже второй случай подобного рода, — розыска того, кто сам «находиться“ не желает. Поиска, превращающегося в охоту. Правда, в первом не были задействованы соцсети. За их, — слава богу, — в то время отсутствием…»
Добавить комментарий