Золотое сечение

Художник Андрей Савельев о современном искусстве и творческом эгоизме

Поразительно, но вчера, 26 июля, художнику Андрею Савельеву исполнилось 50 лет. Можно долго искать в нем признаки «полувековой» жизни и ничего не найти: ни глубоких морщин, ни седых волос, ни бороды. Такой визуальный розыгрыш: знаешь, что твоему собеседнику 50, а кажется, что он всего лишь немногим старше 30.

Без всяких вопросов Андрей Савельев пускается в рассказ о прошлом, потому что знает: все об этом спрашивают, да и как без первооснов­то…

– Родился и жил я в Калининградской области, – рассказывает Андрей. – Привольно на свежем воздухе, но вечерами скучновато. Было лет шесть или пять, когда дед достал карандаши и предложил порисовать. Карандашей было три: синий, красный и желтый. И я начал рисовать елочки с ветками разного цвета. Дед посмотрел, подумал и привез мне на следующий день из города зеленый карандаш. Я попробовал им порисовать и все­таки вернулся к елочкам разноцветным.

Так, в этих елках, Савельев «нашел» однажды свое кредо: художник должен удивлять…

Если разноцветные ели определили у юного Андрея подход к творчеству, то учеба в Калининском художественном училище сделала из него не просто художника, а отличного преподавателя. Савельев держал кисть под руководством Михаила Маршумова, Людмилы Буриной, Виктории Воеводиной, Вячеслава Столярова. Из училища Савельев так и не ушел. Рассказывает, что преподавать всегда нравилось. Он не любит, когда занятия проходят формально: «Нужно весело и живо».

– Я к ученикам отношусь как к будущим коллегам. Мы должны не просто давать грамоту, но что­то большее, а иначе мы их подстрижем под одну гребенку. Окажется потом, что грамотой владеют, но все «подстриженные». Искусство требует творческого эгоизма. Савельев «примеряет» к этой мысли великих.

– Никто из них не был блестящим семьянином. Работа требует быть первой. В этом определенная драма. Гоген, который бросил жену, всех своих детей и уехал на Таити, – для кого­то гений, для кого­то подлец…

В вечной иерархии «Бог – семья – все остальное» искусство может встать как на второе, так и на первое место. И мерилом здесь является время.

Вот у Андрея времени очень мало. Уже пять лет он занимается дизайном интерьеров, параллельно с преподаванием, одновременно с живописью. Находит время читать.

– Сейчас моя жизнь так развернулась, что я планирую день буквально по минутам. До недавнего времени был в числе счастливых художников, которые часов не наблюдают, сидят в своей башне из слоновой кости…

Мало кто, но Савельев точно понимает однокоренное происхождение вечных «кирпичиков» творчества: мысли и смысла. Вдохновение – это для молодых, говорит он. Его должны предварять задача и ее решение.

– Формируется задача и отпускается на свободу. Она уходит в подсознание и выстреливает решением уже потом.

И вот здесь уже место вдохновению, которое Савельев называет просто «настроем на работу».

– Химические процессы в моем мозгу начинают происходить, когда я рассматриваю краски на палитре, эту первооснову живописи. На душе становится светло и радостно, хочется работать.

Свои работы Савельев придумывает, а не приво­зит с пленэров. Все его выставочные полотна – не натурные. Даже известная «Гроза над Тверью» написана не под зонтом и не на берегу, во что вообще трудно поверить.

– Как же на память можно так написать небо…

– Но я же достаточно много писал этюдов. Я, в общем­то, знаю, как оно устроено – небо… с художественной точки зрения, – улыбается Андрей.

А вот если бы Савельева спросили, какое можно привести доказательство существования Бога, он бы ответил, что признак Бога – человек, наделенный чувством гармонии, основа которой – золотое сечение.

– У меня есть хороший друг, он техник, и мы однажды рассуждали как раз на тему «золотого сечения». Он говорит, это чистая геометрия, я спорю: так им пронизано все мироздание, и мы эту гармонию подсознательно чувствуем. Всепронизывающая вещь. Друг говорит: ерунда! Открывает книжку, показывает картинку, на ней дерево. Где тут золотое сечение? Берет логарифмическую линейку, меряет и – находит…

Савельев – один из немногих тверских художников, который открыто рассуждает о современном искусстве. Что говорить, первая его персональная выставка прошла не где­нибудь, а в галерее современного искусства «Аврора», чья хозяйка искусствовед Лариса Польшикова крайне внимательно относилась к работам, которые могли быть размещены в ее стенах.

– Мы легко рассуждаем на тему искусства, которое было двести лет назад, – говорит Савельев. – Оно давным­давно описано, систематизировано, мы его можем видеть в контекстах эпохи, событий. Сейчас язык современного изобразительного искусства очень разнообразен, поэтому спешить навешивать ярлыки никак нельзя. Не выработан язык, которым можно объяснить некие явления современного искусства.

Главным мерилом в творчестве для Савельева, будь то «вечный» реализм или «авангардный конструктивизм», является честность художника перед самим собой.

– Зрителю сложно иногда понять мотивы, само произведение, но зритель странным образом чувствует фальшь. Даже без образования и специальных знаний он имеет внутренние ориентиры, которые ему подсказывают, где искусство, а где его нет.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Фото автора

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *