Татьяна Бойцова не считает себя «московским искусствоведом»
В культурной среде Твери Татьяну Бойцову знают все. Искусствовед – это такая профессия, которая связывает между собой все направления искусства. Требующая любви и, если можно, полного посвящения себя чужому творчеству.
Именно из чужого творчества рождается собственное творчество у искусствоведов. Они вдохновляются чужими работами, они ими восхищаются. Реже ругают, больше молчат. Из тактичности.
Татьяна Ивановна – человек очень тактичный, скромный и застенчивый. Говорит, это даже хорошо, потому что, чем больше было бы скромных людей, тем в мире было бы жить лучше и приятнее.
В перерыве между секциями искусствоведческих чтений, которые прошли в Твери и Старице 17–18 июля за «быстрым» чаем, между делом удалось поговорить о многом, хотя Татьяна Ивановна, как главный организатор, отчаянно пыталась сбежать от разговора.
Сегодня все чаще в средствах массовой информации можно встретить ее имя в качестве «московского искусствоведа». Она опровергает это. Живет в Твери, в Москве же просто работает. Бойцова – исключительно «наш», тверской искусствовед.
Родилась в Рамешковском районе, на «столыпинском хуторе», которого нет давно и в помине.
– Я поздний, послевоенный ребенок у немолодых родителей, – рассказывает Татьяна Бойцова. – Маме было 45 лет, когда она меня родила. Большая роль в моем личностном становлении принадлежит именно родителям.
Сегодня Татьяна Ивановна часто приезжает в свою родную школу, в Рамешки. Здесь в коридорах когдато на стенах висели репродукции великих художников – «малая третьяковка», как ее называли.
Для Татьяны Бойцовой сельские учителя – миссионеры, не меньше. Учителя и родители – те, кто поднимает на ноги, открывает первые двери в мир.
Первое чувство прекрасного, без которого не начинается никакое становление, а уж тем более человека искусства, было в окружающем мире, в природе, которая, как источник эталона красоты и гармонии, вне конкуренции.
Увлечение театром почти увело Татьяну Ивановну после школы в коридоры театральных альма матер. Поступить туда она не смогла. То ли потому, что поступала на тяжелый по всем параметрам режиссерский факультет, то ли потому, что призвание ее ждало другое. В пользу второго говорит то, что в питерский Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина с конкурсом 19 человек на место Татьяна Бойцова поступила на заочное отделение без всякого блата. На экзамене для анализа ей досталась картина Александра Герасимова «Ленин на трибуне». В это время она уже работала научным сотрудником в Калининской картинной галерее.
– Искусствоведение (как, впрочем, и искусство) было в то время идеологическим. Я както пересмотрела старую библиотеку Союза художников: толстые тома, хорошие переплеты, но… Но это уже история. Причем история не искусства, а искусствоведения.
– Сегодня история другая, – говорит Татьяна Бойцова. – Если раньше были рамки, теперь их нет и в помине, и сегодняшнему искусству очень часто приписывают вещи, которые к искусству не имеют никакого отношения. Поэтому и искусствоведу сегодня нужно не только уметь разбираться, но и объяснять и показывать различия в течениях.
Тверские художники – и ныне здравствующие, и уже ушедшие – для Татьяны Бойцовой выполняют огромную задачу: несут на своих плечах заботу о наследии. С огромным пиететом она говорит о шестидесятниках, «связавших крепким узлом старое и новое поколения». Это, пожалуй, главный «проект» Верхневолжья. А если не о вечном, то важнейший культурологический проект Тверской области – это сохранение своей картинной галереи. Не только отремонтировать Путевой дворец, но и вернуться туда, не потеряв свой уровень, свое значение.
Мыслить проектно диктует время, потому что именно проекты сегодня могут иметь материальную поддержку. Татьяна Бойцова разрабатывает и воплощает в жизнь здесь, дома, многие проекты, в числе которых и проект искусствоведческих чтений.
Что касается научной деятельности, то сегодняшняя тема для Бойцовой весьма своеобразна: искусство 10–30х годов XX века. И тема эта – для отдельного разговора, слишком много там интересных имен и судеб… Это что касается чужого творчества. Сама Татьяна Ивановна очень любит графику и с удовольствием рисует.
Убегая к концу перерыва в гущу творческого гула собравшихся здесь специалистов в сфере искусства, она оборачивается и почти шепотом говорит: «я тверская, у меня семья здесь, я живу здесь…».
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото Николая ПОГОРЕЛОВА
Добавить комментарий