Генплан Твери вырисовывается

О том, что Твери необходим новый генеральный план, говорят уже достаточно давно. Предыдущий генплан областной столицы был разработан институтом «Ленгипрогор» еще в 1991 году. За прошедшие два десятилетия в Твери успело многое поменяться, а потому городской администрацией уже было предпринято несколько попыток разработать генплан, но ни одна из них так и не увенчалась успехом.

Заместитель Председателя Правительства Тверской области Ирина Блем, курирующая этот вопрос на областном уровне, считает, что дальше затягивать уже попросту нельзя. Генплан необходим хотя бы по той простой причине, что от него зависит дальнейшее развитие города и области в целом.

Напомним, что полгода назад региональному градостроительному совету уже был представлен генеральный план областной столицы, который, впрочем, членов совета не устроил: посчитали неудовлетворительным его исполнение. Новым разработчиком выступила архитектурная студия «Домус» во главе с ее директором Андреем Барковским. Этот коллектив, что называется, не покладая рук и чертежных принадлежностей ломал голову над новой версией генплана. И труды не остались напрасными: членам регионального градостроительного совета проект генерального плана пришелся по душе, да так, что они одобрили его единогласно. Потому ли так быстро и почти без колебаний генплан был одобрен, что он действительно оказался более удачным, или же потому, что сроки уже поджимают и хоть что­то, да нужно принять, кто знает.

Андрей Барковский признает, что во многом при подготовке проекта были использованы те наработки (особенно аналитические), которые были представлены предыдущим разработчиком – НИИ урбанистики (Санкт­Петербург). Тем не менее сами концепции генплана серьезно различаются.

– Во­первых, – пояс­няет Андрей Юрьевич, – НИИ урбанистики исходил из того, что территория города фактически увеличивалась почти в два раза по отношению к существующим границам. Мы же считаем, что той территории города, которая есть сейчас, достаточно для его развития, то есть город нуждается скорее в уплотнении и в более грамотном использовании той территории, которая имеется.

Во­вторых, НИИ урбанистики пришел к выводу, что новая структура города должна быть радиально­кольцевой, которая усиливалась, ко всему прочему, задаваемыми ей направлениями к Старице и Лихославлю. Но нам этот подход показался не совсем верным, поскольку в транспортном отношении радиально­кольцевая система доказала свою весьма значительную неэффективность. В качестве примера можно взять Москву. И ломать нашу Тверь, ее уже начавшую складываться квартальную структуру нам показалось нецелесообразным. Поэтому мы пытались компоновать город, его транспортную систему по так называемой гипподамовой структуре, квартальной, что, как нам кажется, более логично позволит разрешить транспортные проблемы.

Еще одно немаловажное различие двух проектов, по мнению Андрея Барковского, состоит в том, что НИИ урбанистики считал приоритетной высотную застройку, в то время как новый проект говорит об обратном: мало­этажная застройка должна превалировать над многоэтажной.

Андрей Барковский считает более разумным разместить железнодорожную станцию на высокоскоростной магистрали не между Старицким и Волоколамским шоссе, а ближе к Мигаловскому аэродрому.

– Нам кажется, – объясняет Барковский, – этот шаг сделает более привлекательной коммерческую перспективу превращения Мигаловского аэродрома в аэродром двойного назначения и возникновения здесь гражданского аэропорта. Как только здесь появится железнодорожный вокзал, и если здесь будет построен гражданский аэропорт, рынок услуг будет открыт от Зеленограда до Твери, потому что добраться на железнодорожном транспорте от Зеленограда до нас будет проще и быстрее, нежели, например, до Домодедова.

Что ж, в коммерческом смысле идея, пожалуй, и неплохая. Но, может быть, в разработке генплана стоит в первую очередь задумываться не о выгоде ОАО «РЖД», а об удобстве самих жителей Твери? Ведь Мигалово все­таки не «ближний свет»…

Отметил Андрей Барковский и немалое число вкраплений промышленных площадок в центральную часть города. Проектное решение должно будет максимально освободить от них центр города и вынести за его пределы. Вот только как это все будет осуществляться, разработчик пока не объяснил. Нельзя же, в конце концов, просто взять и переместить огромное строение как по мановению волшебной палочки из пункта А в пункт Б. Даже если предположить, что где­нибудь за городом будут построены новые промышленные здания, то что со старыми, которые останутся в городе? Еще одна проблема центральной части города, о которой без сомнения знают все автовладельцы, – инфраструктура. Улицы Твери совсем не приспособлены к огромным потокам автомобилей, которые не только не снижаются, но, напротив, регулярно прирастают. Но и из этой непростой ситуации Андрей Барковский видит выход. Для решения транспортной проблемы, по его мнению, необходимо максимально использовать ту сетку дорог, которая существует в Твери. Сейчас в час «пик» центральная часть города превращается в некую ловушку, где автомобили оказываются как мыши в мышеловке, ограниченные, с одной стороны, проспектом Чайковского, с другой – Волоколамским проспектом и Смоленским переулком. По мнению разработчика, необходимо добавить в центральную часть города новые улицы, которые позволят вывести транспорт из центра.

Нужно «пробить» Волоколамский проспект до проспекта Победы. Открыть кирпич, который установлен у городской администрации, потому что центр города в меридиональном направлении не имеет ни одной открытой улицы. Если мы не соединим улицу Салтыкова­Щедрина с площадью у памятника Жукову и не выведем ее на улицу Жигарева, то максимально затрудним в дальнейшем решение проблемы вывода транспорта из центра города.

Не забыли при разработке генерального плана и о зонах отдыха. Фраза «Вернуть Волгу, Тьмаку и Тверцу пешеходам» стала практически девизом.

В городе существуют памятники природы, которые подлежат охране. Это Комсомольская роща, Бобачевская роща, парк в Сахарове, Первомайская роща, Ботанический сад. Все они нуждаются в некоем объединении. Разработчики же исходили из того, что в Тверь нужно максимально привлечь и пешеходов, и велосипедистов, вернуть им те территории города, которые есть (речь о памятниках природы), а также максимально вернуть им набережные. Да и вообще необходимо развивать пешеходные зоны по всему городу.

Перечисленные выше примеры – лишь малая часть тех изменений, которые произойдут в городе, если генеральный план будет утвержден. Есть некая ясность и по срокам: разработка генерального плана Твери должна быть полностью завершена к сентябрю, а его утверждение должно состояться не позднее декабря нынешнего года.

Екатерина ГАЛЯМИНА

Фото Юлии Смородовой

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *