Интервью с заместителем Председателя Правительства Тверской области Александром Меньщиковым
Одно из уязвимых мест бюджетного процесса состоит в том, что стратегическое планирование зачастую не скоординировано с бюджетным, а структура и динамика расходов слабо увязаны с целями социальноэкономической политики. Поэтому темпы дальнейшего развития напрямую связаны с формированием такой финансовой системы, которая позволяет отслеживать не просто расходование средств, но и полученный результат. Эта идея выдвинута в качестве основной в Бюджетном послании Президента РФ на 2013–2015 годы. О новых подходах в финансовой политике на региональном уровне корреспонденту “ » рассказал заместитель Председателя Правительства Тверской области Александр Меньщиков.
– Александр Владимирович, в чем главная особенность формируемой системы?
– Главный ее приоритет – повышение эффективности бюджетных расходов. Для этого необходимо поменять саму философию бюджетного планирования. От финансирования отдельных разрозненных мероприятий в рамках локальных программ мы переходим к планированию расходов на целый комплекс взаимоувязанных мер, которые должны обеспечить заданный результат. Эффективным инструментом увязывания стратегии развития определенной отрасли и бюджетных ассигнований станут государственные программы. Государственная программа позволит свести в один документ стратегию развития отрасли, задачи и цели этого развития, весь доступный органам исполнительной власти набор инструментов и ресурсов и главное – достижение ожидаемого результата. То есть кардинально меняется сам подход к бюджетному процессу: от простого освоения бюджетных средств мы целенаправленно станем двигаться к результату, соотнося уровень расходов с достигаемым эффектом. Неоспоримое преимущество новой финансовой системы в том, что программноцелевой подход практически исключает режим «ручного управления», избавляет от необходимости периодически вносить изменения в уже принятый бюджет.
– Но программный подход присутствовал и ранее, например, финансирование долгосрочных целевых и адресных программ. Чем будут отличаться государственные программы?
– Отличие в том, что государственные программы станут обоснованием необходимых органам власти бюджетных ассигнований, позволят реально оценить влияние новых расходных обязательств на социальноэкономическое развитие Тверской области. По государственной программе доводится лимит на ее реализацию, а каждая конкретная отрасль экономики и социальной сферы самостоятельно определяет приоритеты расходования выделенных денег, ставит цели, разрабатывает мероприятия, которые позволят добиться запланированного результата. Чтобы было понятнее, приведу пример. Областной бюджет выделял средства на участие граждан в программе ипотечного жилищного кредитования, но эффективность их использования не была привязана к конкретному результату, скажем, к увеличению объемов ввода жилья на первичном рынке. Госпрограмма непременно будет ориентирована на конкретный, осязаемый эффект.
– За результат, наверное, должна возрасти и ответственность?
– Несомненно. Органы исполнительной власти получают весь набор ресурсов для решения поставленных задач, у них появляется возможность для долгосрочного планирования развития отраслей. Будет покончено с практикой, когда отдельно подводятся итоги реализации мер социальноэкономического развития и в отрыве от них – итоги исполнения бюджета. Каждая отрасль будет отчитываться, какой результат достигнут, сопоставим ли он с заявленной целью, какие ресурсы при этом потребовались, насколько эффективно они использованы. Ответственность за своевременное бюджетное планирование и результативное использование бюджетных средств напрямую возлагается на каждый орган власти.
– И в первую очередь, конечно, на их руководителей…
– На них, разумеется, в первую очередь. В условиях государственных программ мы уходим от субъективной оценки работы руководителей исполнительных органов государственной власти. Госпрограмму можно рассматривать как своего рода контракт. Достижение показателей, заложенных в программе, исходя из отпущенных ресурсов, станет главным критерием оценки каждого руководителя, а невыполнение – серьезным основанием для принятия кадровых решений.
– Внедрение новой финансовой системы – пока только в планах?
– Ну почему?! Тверская область включена в число пилотных регионов, которые войдут в 2013 год с бюджетами, основанными на государственных программах. Большинство же субъектов федерации сделают это только с 2014 года. Региональное правительство вносит в Законодательное Собрание проект закона «О внесении изменений в закон Тверской области „О бюджетном процессе в Тверской области“. Законопроект сопровождается комплектом подзаконных нормативных актов, всех необходимых документов для внедрения новой финансовой системы. Министерство экономического развития Тверской области занято разработкой комплексной системы оценки эффективности реализации государственных программ, а, следовательно, и эффективности расходования бюджетных средств. Таким образом, за двухтрехлетний период можно проследить, как каждый бюджетный рубль повлиял на социальноэкономическое развитие региона, улучшение качества жизни населения области.
– Разработка государственных программ будет идти келейно или это процесс открытый?
– Мы придаем особое значение открытости и прозрачности процесса бюджетного планирования и оценки результатов. Внедрение государственных программ позволит как представительным органам власти, так и каждому жителю области увидеть, на что конкретно расходуются бюджетные деньги.
Проекты государственных программ после первоначального одобрения специальной комиссией пройдут экспертную оценку, будут обсуждены на общественных советах при министерствах и ведомствах региона и лишь после этого поступят на окончательное утверждение.
– Процесс уже пошел, лед тронулся?
– Переход на новую финансовую систему идет в плановом рабочем режиме. На этой неделе уже рассмотрены проекты государственных программ по строительному комплексу и лесному комплексу региона. В них определен результат, которого намечено достигнуть. Например, увеличения объемов ввода жилья. Программа предусматривает комплекс мер для достижения этой цели.
В ближайшие дни должны поступить проекты госпрограмм по остальным отраслям экономики и социальной сферы. После проведения тщательной экспертизы и необходимой доработки государственные программы будут окончательно утверждены к 1 октября. И закон о бюджете Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов разрабатывается и будет приниматься, уже основываясь на государственных программах, нацеленных на результат.
Владимир МИШИН
Добавить комментарий