Библиотека становится современной

В книжное дело идут молодые люди с новым мышлением

«Библиотечно­информационная деятельность» – новое направление на филологическом факультете Тверского государственного университета. В этом году проводится всего лишь второй набор студентов­бакалавров. Руководит направлением Ольга Карандашова.

Современная библиотека по сравнению с прошлыми десятилетиями изменилась очень сильно, или, по крайней мере, должна измениться, – рассказывает Ольга Святославовна. – Сложившееся у нас представление о библиотеке только как о хранилище книг уже не соответствует реалиям. С одной стороны, традиции остаются: ведь в самом названии «библиотека» заложено – это место, где хранятся книги. Но современный человек все больше информации получает из других носителей, и чем он моложе, тем интенсивнее это делает. Современный специалист должен владеть навыками работы с разными источниками информации. Вообще я убеждена, что мы готовим специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Это специалисты, за которыми будущее, потому что наш выпускник одновременно и библиотекарь, и педагог, и психолог, и специалист в области современных информационных технологий. то есть он, с одной стороны, должен быть высокообразованным гуманитарием, а с другой – специалистом в области новых информационных технологий. Я уверена, что это профессия будущего.

– Основной контингент поступающих к вам – из Тверской области?

– Мы работаем сейчас на Тверскую область. До открытия нашего направления, чтобы получить высшее библиотечное образование, обычно ехали в Москву или Санкт­Петербург. Теперь его можно получить и у нас.

Обучение пока только заочное, основной контингент – те работники библиотечной сферы, которые получают высшее образование, уже имея среднее специальное. Очень хочется, чтобы к нам приходили и выпускники школ, потому что только тогда произойдет действительное омоложение кадров библиотечных работников, вливание в эту сферу людей, умеющих ориентироваться в современных носителях информации. Это должно произойти не ценой отказа от традиции – традиции мы сохраняем. Но мы хотим, чтобы в библиотеки пришли новые молодые люди с новым мышлением.

– Это связано с появлением в современных библиотеках информационных компьютерных центров?

– В том числе и с этим. Сейчас некоторые библиотеки открыли у себя информационные центры, некоторые – я говорю в масштабах страны – вовсе преобразуются в такие центры. И мы готовим для них специалистов. Можно так сказать: мы работаем на перспективу.

– А сами библиотеки области выступают с предложениями о подготовке и переподготовке своих сотрудников?

– Да. С библиотеками области и города мы поддерживаем тесные контакты. От них есть, с одной стороны, заказ на обучение сотрудников информационных центров. С другой – на обучение сотрудников, отвечающих за оцифровку фондов, создание электронных каталогов и так далее. Но у библиотек, как бюджетных организаций, все, что связано с деньгами, вызывает много вопросов и проволочек. У нас сейчас пока нет бюджетных мест, и учить можем только платно. Как вы понимаете, это не для всех доступно, хотя хочется подчеркнуть, что в целом для высшего образования цена невысока. Но руководителю библиотеки приходится приложить много усилий, чтобы изыскать в бюджете статью расходов на обучение сотрудников.

– А муниципалитеты могут помочь в обучении?

– Могут. У нас сейчас как раз есть пример того, как муниципалитет (это город Ржев) оказывает помощь в подготовке специалистов­библиотекарей. Обучается оттуда двое студентов. И это показатель того, что на местах понимают значение библиотек. Ведь в маленьких городах, в поселках в библиотеку ходят не только за книгой. Это еще и местный культурный центр, наряду со школой. Ведь всегда существуют разные группы читателей, приходящих в библиотеку. Кто­то идет за информацией, кто­то – пообщаться. Есть категория таких посетителей, которые видят в библиотеке досуговый центр и готовы привести в него детей, чтобы они не оставались просто на улице. Вопрос в том, как человека впервые завлечь в библиотеку. Для этого существуют акции вроде «Ночь в библиотеке». Как правило, придя в первый раз, человек придет и во второй.

– Какой бы вы видели идеальную библиотеку?

– Хорошо было бы, чтобы библиотека стала домом, удобным и уютным. Чтобы стояли полки с книгами, были ряды компьютеров, стояли плазменные экраны, чтобы была возможность выпить чашечку кофе, удобно присесть или расположиться с книгой.

– Из чего состоит высшее библиотечное образование?

– Я должна сказать, что мы ни в коей мере не хотим как­то притеснить или обидеть Тверское училище­колледж культуры имени Н.А. Львова. Наше отделение ни в коей мере не выступает его конкурентом. Но человек поступает в училище со школьной скамьи. Половина предметов в нем – это общие предметы, не специальные, те, что изучаются в старших классах, а теперь углубляются. Мы же не тратим время на обучение тем дисциплинам, которые, как считается, человек уже освоил в школе. Более того, мы учитываем то базовое образование, которое человек приобрел в средних специальных учебных заведениях. У нас значительное внимание уделяется, например, научно­исследовательской деятельности, чего среднее профессиональное образование не предусматривает. В целом же можно сказать, что будущая сфера деятельности нашего выпускника очень обширна: это и библиотеки различных типов и видов, и информационно­аналитические службы фирм, муниципальные, государственные и международные организации социально­культурной сферы, книготорговые, издательские и образовательные учреждения и т. д.

– А сфера ваших личных научных интересов как­то связана с библиотеками?

– Сфера моих научных интересов – классическая русская литература. Если русская классика связана с библиотекой, то и мои научные интересы тоже. Вся моя университетская жизнь связана с кафедрой истории русской литературы. Здесь занималась будучи студенткой, поступила в аспирантуру, защитила диссертацию, сейчас на этой кафедре преподаю. С течением жизни интересы у каждого человека пусть не резко, но меняются. Теперь у меня – это детская литература. Именно ее изучение привело меня к теме библиотек.

– Как вы считаете, классическая литература, традиционная книга сохранятся в сфере интересов современного человека?

– Я убеждена, что тот, кто читал классическую литературу, читает ее и сейчас. Кто получает от книги эстетическое удовольствие, тот от нее и не откажется. Читать «бумажную» книгу – это особое наслаждение. А вообще, каждый выбирает по своему вкусу, каким носителем информации ему пользоваться. Главное – чтобы у него сформировался вкус к чтению.

Ольга Святославовна Карандашова – заместитель декана филологического факультета Тверского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент, руководитель направления «Библиотечно­информационная деятельность». Сфера научных интересов – творчество Н.В. Гоголя, русский романтизм, детская литература. Автор более 50 публикаций в университетских, региональных и российских сборниках. Живет и работает в Твери.

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *