Высшее образование не на высоте

Дискуссии о состоянии высшего образования не утихают. Число обучающихся в вузах студентов очень даже велико. А вот каких специалистов они выпускают – это вопрос. Причем, вопрос самый главный – качество высшего образования. Я не говорю об убогих и невнятных каких­то филиалах, негосударственных вузах, где непонятные люди от непонятных преподавателей получают непонятные дипломы. Проблемы с качеством образования есть и в государственных вузах с хорошей репутацией.

В рейтинговых вузах вроде бы должны готовить весьма квалифицированных специалистов. А кто готовить­то будет? Толковых и опытных преподавателей попросту обделяют. Сокращением это называется. Работать за две тысячи рублей по восемнадцать часов в неделю – как вам понравится? Поясной поклон таким «безумным» преподавателям, которые наивно надеются на то, что новое поколение будет хоть что­то знать. Можно за двадцать часов в семестр научить студентов философии? За те же часы – культурологии, современной литературе?

Все дело в подходах в организации высшего образования. Прежний министр образования и науки г­н Фурсенко не снискал лавров на своем поприще. Дошло до того, что стала пропагандироваться позиция – студенты должны учиться сами. Получается, что вузы станут напоминать супермаркет: чего ты наберешь в корзину или тележку, то тебе и пробьют. За деньги. Сомнительный подход, не правда ли?

Многие преподаватели работают не по специальности, подрабатывают, сохраняя в вузе кусочек ставки. Какой тут профессионализм?

Давайте будем честными. Высшего образования в подлинном смысле у нас нет. Умных и талантливых людей много, а вот современного высшего образования нет. Это очень горько. Горько от того, что уходят преподаватели с весьма богатой эрудицией и многолетним опытом.

Нравственное воспитание? Какая там может быть нравственность, если студенческие места покупаются, если преподаватели, в силу безденежья, продаются, если само по себе образование дается бестолково и непрофессионально? Филолог, не читавший Пушкина, историк, не знающий про Ивана Грозного, математик, не слыхавший о теореме Ферма…

Возможно, я сгущаю краски. Но никто меня не переубедит в том, что высшее образование у нас не на высоте. И таким будет, пока к нему, к образованию, не сменится отношение.

Ефим БЕРЕНШТЕЙН, доцент кафедры философии и теории культуры Тверского государственного университета

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *