Возрождается древнейшая обитель Тверской земли
– Арсений. Леонов. Игумен, – представляется нам молодой человек, несколько неожиданно оказавшийся (както подругому представляешь лицо такого сана) игуменом Борисоглебского монастыря в Торжке. Улыбается немного с хитринкой, но широко и искренне. Для гостей накрыт стол в трапезной, подаются монастырские пряники и коврижки, а также здесь же испеченный хлеб.
– Нравится? Рецепт Ниловой пустыни, но несколько усовершенствованный. Я думаю, это в каждом монастыре должно быть – своя выпечка, мед, квас. В Ниловой пустыни это пользуется большой популярностью, так что и здесь, в Торжке, мы применили успешный опыт.
…Трапеза – это определенный монастырский этикет приема гостей, в случае Борисоглебского монастыря в Торжке заведенный относительно недавно. И многое здесь делается вновь. Побывав в монастыре недавно, сравнив положение дел с реставрацией зданий и монастырским бытом еще тричетыре года назад, сразу видишь происходящие кардинальные изменения. Блестит новой краской и побелкой братский корпус, заканчиваются работы на колокольне, где оборудуются лестницы.
– С этого лета можно будет пускать туристов, – делится игумен Арсений, – оттуда самая лучшая видовая точка в Торжке. Когда вы последний раз на ней были? В середине 1990х? Да, с тех пор лестницы сгнили, пускать людей стало опасно. А ведь все, кто приезжают, неизменно спрашивают: можно на колокольню? Теперь будет можно.
Мы идем смотреть перемены в обители, которая в следующем, 2013, году отметит свое 975летие. Согласно житию преподобного Ефрема, именно тогда, в 1038 году, преподобный Ефрем Новоторжский, бывший близкий друг и слуга святого князя Бориса, убиенного вместе с братом Глебом в 1015 году, основал древнейшую обитель в нашем крае. Долгое время этот уникальный монастырский ансамбль, отмеченный гением великого Николая Львова, украшенный замечательными постройками XVII–XIX веков, находился в полнейшем небрежении. Хотя отсюда выехала в начале 1990х тюрьма, а Всероссийский историкоэтнографический музей начал реставрационные работы, на протяжении долгих десяти лет они были свернуты и фактически не велись. За период конца 1990х – конца 2000х годов многие начатые реставрацией постройки пришли в аварийное состояние. Рухнула половина архимандритского корпуса – уникального памятника русской архитектуры начала XVII века. В других постройках прогнили рамы, полы, прохудились кровли.
Работ и сейчас непочатый край. Силами московских реставраторов завершается ремонт в братском корпусе. Это замечательный памятник, созданный в 1670х годах и обновленный в 1820х. Реставрация вернула зданию часть фасада XVII века. Внутри пока – девственная белизна стен, ни мебели, ни отделки.
– Предполагаем пока открыть в нем простую гостиницу для паломников – это у нас более всего актуально, – говорит игумен Арсений, – а потом в древней части корпуса сделаем несколько братских келий.
До остальных построек руки дойдут еще не скоро. Великолепный Борисоглебский собор пока на замке. Службы идут в теплой Введенской церкви. Здесь они проходили все семнадцать лет, которые монастырь возрожден после разорения. Впрочем, несколько месяцев, пока во Введенской церкви шел ремонт, немногочисленная братия монастыря служила в церкви Входа Господня в Иерусалим.
– Она интересная внутри, с живописью. Показать? – и, не дожидаясь ответа, игумен взбегает по высокой каменной лестнице на древние переходы, одно из чудес древнерусской архитектуры в Торжке. За ними оказывается крохотная церквушка, в куполе которой сохранились редчайшие фрагменты фресок 1786 года.
Интерес игумена к своему историческому монастырю очень радует. Глядя на то, с какой любовью здесь относятся к историческим деталям, верится, что этот ансамбль войдет в новый этап своей истории отреставрированным и посвежевшим.
– Реставрация монастыря сейчас финансируется в том числе и епархией. Это редкость. Не потому, что другие храмы Церковь реставрировать не желает. Просто имеющиеся средства решено аккумулировать пока на одном объекте – нашем монастыре. Здесь есть общее желание владыки Виктора, Торжокского благочиния и светских властей сделать все от них зависящее для успешной и быстрой реставрации.
…За время нашего визита (день был будний и не сказать, чтобы очень погожий) в монастырские ворота не однажды входили группы туристов. Торжку нельзя жаловаться на их недостаток. Очень многие считают своим долгом посетить Борисоглебский монастырь. Реагировали на увиденное все, конечно, поразному – но не замечать добрых перемен в монастырском ансамбле, да и просто чистоту и аккуратность на монастырском дворе, люди не могли.
Павел ИВАНОВ
Добавить комментарий