Общественная палата: развитие диалога

Пресс-­­конференция в редакции «Тверских ведомостей»

В четверг, 7 июня, в пресс­­центре «Тверских ведомостей» прошла пресс­­конференция с участием руководства Общественной палаты Тверской области. Гостями редакции стали заместитель председателя палаты Вадим Рыбачук, ее ответственный секретарь Валерий Карасёв и руководитель аппарата Алексей Никонов. Официальной темой было заявлено «Формирование структуры палаты II созыва. Комиссии и межкомиссионные
рабочие группы. План работы. Приоритеты в деятельности. Общественный контроль за деятельностью органов власти и общественная экспертиза законопроектов (программ)». Но разговор вышел за рамки этой тематики.

Вадим Рыбачук, открывая пресс­конференцию, сразу же обозначил и иной вопрос: популяризация работы Общественной палаты, улучшение информирования жителей региона о ее деятельности да и вообще о том, что палата есть. Ведь, по его словам, весьма значительная часть граждан даже не догадывается о том, что существует такой институт, связывающий общество и власть и обладающий достаточными механизмами для того, чтобы эту связь осуществлять эффективно и к обоюдной пользе.

– Люди не знают о том, что такое Общественная палата, зачем она нужна, и потому не считают возможным использовать этот институт гражданского общества для решения каких­то насущных проблем. И потому если первый состав палаты сформировал основу ее деятельности – документально, законотворчески, то задача второго состава в том числе популяризировать ее работу. И, конечно, попытаться начать реально влиять на становление гражданского общества, создать социальный диалог общества с властью, благо возможности, механизмы создания такого диалога имеются.
Что­то нам уже удалось. Есть и вопросы, которые мы пока не знаем, как решить. Но впереди у нас три года, и мы надеемся, что удастся активизировать всех членов Общественной палаты и для решения глобальных вопросов (например, работы над законодательными инициативами), и в работе по вопросам прикладным, насущным, связанным с конкретными обращениями граждан.

Взявший затем слово Валерий Карасёв в первую очередь отметил, что Общественная палата уже сформировалась, структурировалась, выработала планы деятельности, обозначила приоритеты. Главный среди которых, разумеется, – поддержка гражданских инициатив. Для этого, в частности, палата намерена расширить свое экспертное сообщество, в том числе за счет экспертов на местах, работающих с общественными советами при муниципалитетах. Была отмечена и необходимость повышения активности некоммерческих организаций (НКО), которых формально в области зарегистрировано около четырех тысяч, а реально действуют в лучшем случае несколько десятков.

Затронул ответственный секретарь и задачи по реорганизации структуры Общественной палаты, проведенной на базе опыта палаты первого созыва. Так, число постоянных комиссий сокращено с 12 до 9, зато созданы три межкомиссионные рабочие группы, в ведение которых переданы весьма важные направления: экология, межрегиональное сотрудничество и контроль за выполнением решений и рекомендаций Общественной палаты. Такие преобразования позволят не только более эффективно заниматься насущными проблемами, но и заниматься ими комплексно, а также, по возможности, контролировать результат.

Отдельно Валерий Карасёв остановился на общественных советах, формирование которых палата считает делом крайне важным. После создания таких советов при муниципалитетах, при поддержке Губернатора Тверской области, определен и порядок их формирования при органах исполнительной власти региона: министерствах и ведомствах. Сейчас они уже большей частью созданы, и задача Общественной палаты – сделать их эффективными, а также наладить с ними совместную работу.

– Можно привести конкретный пример. В сфере здравоохранения у нас сейчас есть общественный совет при региональном министерстве здравоохранения, есть общественный совет при территориальном управлении Росздравнадзора и есть комиссия Общественной палаты по здравоохранению. Наша задача – чтобы все эти три общественных формирования работали в тесном контакте, координировали свои планы и «били в одну точку». Наша функция в этом – в том числе и учебная. Мы уже провели один семинар с председателями общественных советов, причем привлекали к его проведению и специалистов, методистов из Общественной палаты РФ.

Отметил Валерий Карасёв и то, что традиционно деятельность Общественной палаты строилась и должна строиться на принципах конструктивного диалога, а ни в коем случае не конфронтации, к чему призывают иногда представители оппозиции. Хотя и без соглашательства тоже. Другое дело, что рекомендации, решения палаты не всегда принимаются к сведению властными структурами, нередко те о них просто «забывают». Потому на повестку дня уже в этом году может встать вопрос о внесении в закон «Об Общественной палате Тверской области» поправок, устанавливающих ответственность властных структур за игнорирование рекомендаций палаты.

Близка к сказанному и проблема не всегда заинтересованного отношения к законодательным инициативам Общественной палаты. Валерий Карасёв уверен, что необходимо усиливать сотрудничество с депутатами Законодательного Собрания. Возможно, с созданием рабочих групп, в состав которых войдут и депутаты, и члены Общественной палаты, и эксперты, и представители НКО.

Вадим Рыбачук уточнил, что два последних законопроекта, представленные в областной парламент Общественной палатой, не получили поддержки в первую очередь по причине их высокой затратности для бюджета. И напомнил, что любая организация может обратиться в Общественную палату с актуальными предложениями, которые впоследствии могут вылиться в законодательную инициативу палаты, то есть привести к реальному изменению или корректировке какого­либо закона. Разумеется, все это может быть реализовано лишь при положительной оценке того или иного предложения экспертным сообществом.

Рыбачук также остановился на формировании общественных советов, отметив, что они – «очень хороший инструмент, которым можно и нужно пользоваться». Но и признал при этом, что всегда есть риск их формализации. А формализованный, «ручной» совет может только дискредитировать саму идею, еще более подорвать доверие населения, вызвать законное раздражение. Поэтому нужны именно такие общественные советы, которые реально эффективны. И одна из задач Общественной палаты сейчас – переформировать те советы, которые не работают да и не могут по своему составу выполнять свои функции в должном объеме.

– Ну, согласитесь, что если главой муниципального общественного совета является глава муниципального образования, то никогда такой совет не будет работать, каким бы хорошим этот глава ни был. В советах нужны активные люди, способные донести до власти мнение общественности и отстаивать его.

Выступивший в завершение Алексей Никонов, руководитель аппарата Общественной палаты, разъяснил суть его деятельности. Аппарат, будучи постоянно действующим, занимается не только чисто техническими вопросами обеспечения деятельности палаты, но и непосредственно принимает участие в разработке ее проектов.

– Члены Общественной палаты ни копейки в ней не получают, занимаются этой деятельностью в свободное от основной работы время. И трудно предположить, чтобы они могли успевать в таких условиях самостоятельно подготовить какой­либо проект от и до, получить все необходимые экспертные заключения. Во всем этом им помогают сотрудники аппарата. Это совместная наша работа.

Еще одной важной сферой деятельности аппарата Никонов назвал как раз продвижение информации о деятельности Общественной палаты. В частности, издающийся бюллетень палаты и ее сайт, на котором в последнее время стала пользоваться немалой популярностью интернет­приемная. Они весьма высоко оцениваются на фоне аналогичных проектов других регионов. Однако узнаваемость членов Общественной палаты Тверской области по­прежнему низка, «на уровне статистической погрешности».

Валерий Карасёв добавил, что повышать узнаваемость Общественная палата второго созыва намерена путем активизации самих ее членов. По его словам, в составе первого созыва около трети участников вообще ничем себя не проявили. И потому в новом составе планируется разработать некоторые методы учета и контроля деятельности.

Среди заданных по окончании выступлений вопросов можно отметить проблему осуществления контроля за деятельностью властных структур. Гости объяснили, что, к сожалению, в данном случае все упирается в отсутствие соответствующего закона «Об общественном контроле», который давно уже подготовлен, но так пока и не принят Государственной Думой РФ. Из­за отсутствия законодательной базы, четко прописанных принципов взаимодействия со сторонними структурами, членам Общественной палаты, действительно, иногда не удается получить необходимую информацию. Хотя, по мнению гостей редакции, все же в большинстве случаев граждане и организации идут на контакт с представителями палаты без особых проблем и противодействия не оказывают.

Разумеется, принятие этого закона не только упростило бы работу Общественной палаты и сделало бы ее более эффективной, но и позволило бы в большей мере реализовать все те цели, ради которых она и создавалась.

Игорь ВЛАДИМИРОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *