Андрей Епишин: Законодательство должно быть ориентировано на человека

1 июня Россия отмечает Международный день защиты детей. В Тверской области законодательная власть уделяет вопросам поддержки материнства и детства пристальное внимание. Ведь именно законодательная база является основой проводимой в регионе социальной политики. Как работают законы, направленные на поддержку матери и ребенка? Какие законопроекты областные парламентарии планируют рассмотреть в перспективе? Об этом – наша беседа с Председателем Законодательного Собрания Тверской области Андреем Епишиным.

Поддержка многодетных семей: как реализуются законы?

– Андрей Николаевич, в конце прошлого и начале нынешнего года областным парламентом были приняты два очень важных региональных закона, касающихся поддержки многодетных семей. Это, прежде всего, закон о введении регионального материнского капитала и закон о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Как обстоят дела с их реализацией?

– Напомню, что региональный материнский капитал – это единовременное пособие, которое выплачивается многодетным семьям, проживающим на территории Тверской области, при рождении третьего ребенка. Региональный материнский капитал выплачивается за счет средств областного бюджета и составляет 50 тысяч рублей. Введен он дополнительно к федеральному материнскому капиталу. Отмечу, что наш закон предусматривает ежегодное увеличение размера выплаты с учетом инфляции. Средствами материнского капитала можно будет распоряжаться по истечении одного года со дня рождения или усыновления третьего ребенка или последующих детей.

По нашим прогнозам, в 2012 году сертификат на получение регионального материнского капитала могут получить порядка 1700 семей. На эти цели бюджет региона предусматривает 85 миллионов рублей.

Хочу подчеркнуть, что в Тверской области проводится последовательная политика, направленная на повышение рождаемости, на то, чтобы в нашем регионе как можно больше семей принимало решение о рождении второго, третьего и последующих детей. Мы сознательно выделяем категорию многодетных семей и принимаем активные меры по их государственной поддержке. К примеру, в нашей области родители, имеющие трех и более детей, полностью освобождены от платы за содержание ребенка в детском саду.

Кроме того, как вы уже сказали, в конце прошлого года нами был принят закон об обеспечении многодетных семей землей для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства.

– Безусловно, этот закон для многодетных семей очень важен. Но поскольку речь идет о земле, не вызовет ли реализация закона определенных трудностей? К примеру, с формированием земельных участков в муниципальных образованиях?

– Хочу отметить, что областной парламент очень тщательно работал над проектом этого закона. Было много предложений и замечаний, которые рассматривались на заседаниях рабочих групп, в состав которых входили как депутаты Законодательного Собрания, так и представители регионального Правительства, контрольно-счетной палаты, прокуратуры. Закон принят, и теперь муниципалитеты должны ответственно обеспечить его исполнение. Ведь именно на местах формируются очереди семей, имеющих право на получение земельных участков, ведется оформление земель, которые будут предлагаться для безвозмездной передачи в собственность многодетным семьям.

Убежден, что процедурные сроки выделения земельных участков должны быть ускорены. Я уже говорил это, и готов повторить, что нужна большая прозрачность в распределении земли, чтобы процесс реализации закона не обрастал различными слухами и домыслами, как это происходит, к примеру, в Твери. Более того, необходимо проследить, чтобы формируемые в муниципалитетах земельные фонды оказались реально пригодными для использования и примерно равномерными. Если этого не произойдет, реализация закона зайдет в тупик.

На данный момент, как мы и ожидали, в процессе реализации закона возникло большое количество проблемных вопросов. И хотя основная часть муниципалитетов уже приступила к формированию земельных участков, однако практическое их предоставление пока не начато.

– Есть ли на данном этапе реализации закона взаимодействие законодательной власти с исполнительной?

– Полагаю, что нужно говорить о четком, оперативном взаимодействии всех уровней власти, включая муниципальный. К сожалению, пока это взаимодействие не всегда бывает достаточно эффективным.

Мы, законодатели, со своей стороны будем продолжать работу над законом, совершенствуя его. При этом основной акцент мы намерены делать именно на решении вопросов грамотного и эффективного взаимодействия.

Закон под контролем

– Резонансный областной закон по ужесточению ответственности за продажу пива и слабого алкоголя несовершеннолетним, принятый осенью прошлого года и призванный закрыть пробел в федеральном законодательстве, работает. Все ли, на ваш взгляд, сделано для его успешной реализации? 

– Немного истории. Когда депутаты Законодательного Собрания обсуждали с общественностью проект закона «О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции», к нам поступило множество вопросов и предложений. Они касались ограничения продажи пива и слабого алкоголя. В июле прошлого года был принят федеральный закон, приравнивающий пиво к алкоголю. Но до начала его реализации, 1 июля 2012 года, не предусматривалась ответственность, к примеру, за продажу пива несовершеннолетним. Собственно говоря, наш региональный закон, принятый в октябре 2011 года и ужесточающий ответственность за продажу пива и слабого алкоголя подросткам, по сути, восполнил этот пробел.

Недавно в Законодательном Собрании прошел «круглый стол», на который были приглашены депутаты областного парламента, представители органов внутренних дел, исполнительной власти региона, главы муниципальных образований. Участники подвели первые итоги реализации закона, которые оказались довольно неплохими.

Я глубоко убежден, что задача законодателей – не только принимать законы, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как они реализуются на практике, какие объективные факторы или конкретные недоработки мешают их исполнению. Результатом такого «законодательного среза» должно быть дальнейшее продвижение в решении вопросов – в данном случае проблемы подростковой алкоголизации.

Впрочем, я бы отметил еще один очень важный момент. Мы на региональном уровне постоянно заимствуем много полезного из федеральной практики. В свою очередь, региональные парламенты способны оказать хорошую практическую помощь федеральным коллегам. В частности, наш тверской опыт по разработке и реализации законов, подобных «антиалкогольному пакету» – серьезная помощь федералам для анализа уже существующего опыта и принятия качественных законов.

Ни капли никотина

– В регионе уже не первый год ведется последовательная политика по оздоровлению населения. Она включает в себя не только модернизацию здравоохранения, развитие массового спорта и популяризацию здорового образа жизни. Не менее важны здесь законодательные механизмы. И если продажу алкоголя ограничили на законодательном уровне, то как быть с курением? Планируются ли какие-то инициативы, направленные на борьбу с табаком? 

– В прошлом году в регионе активно обсуждался проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Законопроект предусматривает целый ряд жестких ограничений и запретов.

В частности, речь идет о полном запрете на курение практически во всех закрытых помещениях – от больниц и школ до подъездов жилых домов и поездов дальнего следования. Свободными от табака предлагается сделать и территории, прилегающие к учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта. И, наконец, предлагается убрать табачные изделия из ларьков и любых других торговых точек, площадь которых составляет менее 50 квадратных метров. Представителям табачной индустрии могут запретить спонсировать любые мероприятия, связанные со спортом, образованием, здравоохранением и культурой. Проект закона поступил на рассмотрение в Правительство РФ.

Как показало обсуждение законопроекта в Тверской области, подавляющее большинство высказавшихся одобряют жесткие антитабачные меры. Областные законодатели полностью поддерживают популяризацию здорового образа жизни. Законопроект очень важный и нужный. Впрочем, хотелось бы отметить существенный момент. Это один из тех законопроектов, от которого нельзя ждать сиюминутного эффекта, как и от закона по ужесточению ответственности за продажу пива и слабого алкоголя подросткам. Это законы, направленные на перспективу. Нужно время, чтобы понять и увидеть в статистическом выражении их положительные итоги. Но то, что эффект обязательно будет – в этом сомневаться не приходится.

С доставкой на дом

– В Тверской области установлена одна из самых высоких в России денежных выплат опекунским и патронатным семьям…

– В марте текущего года областной парламент внес изменения сразу в три региональных закона: «Об основах деятельности по опеке и попечительству», «О регулировании отдельных вопросов, связанных с приемными семьями» и «О патронате».  

Введен фиксированный размер выплат на содержание детей, которые воспитываются в приемных, патронатных или опекунских семьях. Эта выплата составляет 9056 рублей и впоследствии будет индексироваться. Необходимые средства в областном бюджете предусмотрены.

Кроме того, Законодательное Собрание внесло изменения и в порядок доставки этих денежных выплат. Ранее выплаты перечислялись на расчетный счет в банке, что было крайне неудобно, к примеру, для граждан, проживающих в сельской местности. Для получения денег людям из отдаленных населенных пунктов приходилось выезжать в город или ближайший населенный пункт, имеющий отделение банка. Теперь, согласно внесенным в законодательство изменениям, в случае отсутствия в населенном пункте отделения банка или иного кредитного учреждения, возможна доставка выплаты через федеральную почтовую службу или другие организации, которые осуществляют доставку социальных пособий и выплат.

Детский омбудсмен получил правовой статус

– 28 мая на заседании Законодательного Собрания был принят сразу в двух чтениях закон «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области и Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области». Что нового вносит этот закон в региональную практику защиты прав детей?

— Этот документ направлен на совершенствование правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в нашем регионе. Кроме того, и это новация, он определяет правовой статус Уполномоченного по правам ребёнка в Тверской области, который является заместителем Уполномоченного по правам человека. Таким образом, повышается статус Уполномоченного по правам ребёнка.

Определение законом официального статуса регионального Уполномоченного по правам ребенка не случайно. По сути, вводится новый независимый институт. К сожалению, в настоящее время нередки случаи, когда нарушаются права детей. И самые маленькие граждане страны также должны получать полноценную правовую защиту, а их права должны защищать профессионалы.  

Кроме того, надо помнить, что в Тверской области, к великому сожалению, немало детей-сирот для которых государство – единственный родитель. И только оно может и обязано законодательно их защищать.

– Андрей Николаевич, спасибо за интересную беседу.

– Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к родителям с просьбой внимательнее относиться к своим детям, несмотря на занятость и нехватку свободного времени. Мы, законодатели, можем принять важные и правильные законы, направленные на поддержку семьи и ребенка. Но для самих детей важно, чтобы им уделяли как можно больше внимания.

Иван ОРЛОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *