16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения».
Борьба за трезвость активно началась через два месяца после прихода к власти Михаила Горбачева, поэтому кампанию назвали «горбачевской». Уровень потребления алкоголя равнялся 90–110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину. За пьянство и алкоголизм стали штрафовать и преследовать в уголовном порядке. В магазинах закрывались отделы, где продавали водку и вино. Их стали продавать в специально отведенных секциях за железными решетками да еще по талонам. Многие рестораны, кафе превратились в «трезвые». Практиковались безалкогольные свадьбы. Зато на поминки водку отпускали по предъявлению свидетельства о смерти. Дешевая водка «Андроповка» по цене 4 рубля 70 копеек вообще исчезла с прилавков, с августа 1986-го ее минимальная цена стала 9 рублей 10 копеек. Остроумное население изобрело поговорку: «В шесть утра поет петух, в восемь – Пугачева, магазин закрыт до двух, ключ у Горбачева».
Антиалкогольная кампания встретила у выпивох яростное сопротивление. Повсеместно стали гнать самогон, с прилавков исчезло главное сырье – сахарный песок. Мужики травились денатуратом, одеколоном и лосьоном «Свежесть». Зато вздохнули женщину, уставшие от пьянства мужей и друзей. В 1985–1987 годах увеличились продолжительность жизни, рост рождаемости. Резко сократилась смертность. В год рождалось 5,5 миллиона младенцев – на 500 тысяч больше, чем за предыдущие 20–30 лет, причем ослабленных стало почти на 10 процентов меньше. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России! Резко снизился общий уровень преступности.
Зато началась золотая пора для спекулянтов. Таксисты продавали водку втридорога, торговые работники продавали спиртное из-под полы нужным людям.
Трезвость как норма жизни стала палкой о двух концах. Вместо прежних 60 миллиардов рублей дохода пищевая промышленность принесла лишь 35–38 миллиардов. До 1985 года спиртное давало около четверти поступлений в бюджет от розничной торговли. За счет высоких цен дотировались цены на хлеб, молоко, сахар.
Антиалкогольную кампанию свернули за два года. Десять лет назад 58 процентов россиян в целом оценивали ее позитивно. Если бы людей опрашивали в этом году, то можно предположить, что цифра увеличилась. Разгул пьянства и алкоголизма приобрел вселенские масштабы. Люди с долгой памятью считают, что так массово не пили даже до Горбачевского «сухого» закона. Пьянство детей и подростков, считавшееся нонсенсом при перестройке и ускорении, стало обычным делом. Это можно видеть на многих улицах, в скверах и закоулках, где молодежь соревнуется в потреблении спиртного с заказными выпивохами. Зоны трезвости никого не останавливают. Любой нарколог или социолог это подтвердит.
Куда катимся под веселящие напитки?
Валерий МАРТОВ
Добавить комментарий