Они помогают актрисе Ильченко лучше и легче жить
Телезрителям Элеонора Ильченко запомнилась по популярному сериалу «Кадетство». Она родилась на Волге. В далекой Астрахани. С юных лет ее звали «артисткой». И с юных лет ей в жизни везло. А Тверь – ее город, самый любимый. Там, где дом. Тверь – город, где однажды перестало везти.
Элеонора вспоминает свой творческий путь с удовольствием. Для нее наша беседа – повод пройтись по старым тропинкам, где в детстве были балетная школа, художественная гимнастика, танцевальный кружок и кружок затейников…
Она с первых школьных лет «артистка».
– Однажды, когда я была в пионерлагере, мне говорят: «Артистка, твои приехали», – рассказывает Элеонора о приезде в лагерь с постановкой «Баранкин, будь человеком!» Астраханского ТЮЗа. – Там был потрясающий парень – Баранкин. Мне он так понравился! После спектакля я его ждала. Он выходит, а у него родинка над губой… «Где у вас тут столовая»? – спрашивает. «Пойдем покажу. А как тебя зовут»? – «Юрка». – «Это ж ты по спектаклю Юрка… – кокетничала я. – А когда вы уезжаете?» – «А вот после обеда и уезжаем. Приходи проводить к автобусу». Я радостная побежала, косички расплела, прибегаю к автобусу: «А где Юрка Баранкин?» Актриса, у которой я спрашивала, кричит: «Ир, к тебе пришли». И вдруг выглядывает очаровательная девушка, темные волосы, стрижка каре. Я ничего не понимаю, и только по родинке соображаю, что это «Юрка».
С тех пор исполнительница роли Юрки Ирина Чернобровина – любимая актриса Элеоноры. Она ходила на все ее спектакли. А в десятом классе стала участницей удивительной истории:
– Это был спектакль «Кот в сапогах». Чернобровина играла Кота. После спектакля мне хотелось ей цветы подарить, но не на сцене, а чтобы пообщаться. Прихожу за кулисы, дарю цветы, она просит меня остаться на ее интервью для местного радио. Журналистка стандартно просит: расскажите историю. И Чернобровина рассказывает, как лет десять назад приехала в один пионерлагерь, как подошла к ней девчонка – две косички – и начала кокетничать… А у меня слезы градом. Она смотрит удивленно и понимает, что девочка с косичками – это я.
В том же году Элеонора поступала в Астраханское театральное училище. В приемную комиссию входила и Чернобровина.
– Лучше бы ее не было, – говорит Элеонора. – Я ужасно волновалась. Она была для меня такой планкой, что «если не как она, то зачем вообще?».
На первом туре вступительных испытаний Элеонору заставляли делать все. Если ктото читал басню или стихи, то она прочитала басню, прозу, стихи, спела, станцевала, сделала этюд… Все отстрелялись, а ее попросили остаться и сказали: на следующий тур не приходите. Она, пораженная, хлопнула дверью и побежала к выходу, ее догнала Чернобровина: «Ты как себя ведешь! Ты допущена, тебе не надо больше ничего сдавать». Это была удивительная победа!
– Я везучая, – улыбается Элеонора. – В училище я попала к потрясающему педагогу Владимиру Богатырёву. Он был «подробным» педагогом: измывался, косточки нам обгладывал, но добивался результата.
Студенткой Элеонора играла в Астраханском ТЮЗе и была, как говорит, самой богатой. Спектакль стоил рубль, а ее стали занимать во всех спектаклях, иногда по два на дню.
Везение продолжалось и после окончания училища. После выпуска ее пригласили в Астраханский областной драматический театр. Через год Ильченко уехала в Рязань, в областной драматический театр, по ее словам, «совершенно замечательный». Потом актриса вышла замуж за Михаила Колкера, и театральная пара переехала в Калинин по приглашению главного режиссера Калининского ТЮЗа Сергея Кузьмина.
И здесь непрерывная цепь везений кончилась, вздыхает Элеонора. Для нее работа в Калининском, а потом и Тверском ТЮЗе была сопряжена с переживаниями сути актерского таланта, сути театрального искусства, поисков, а соответственно непониманий.
– Мы делали спектакли на театральной лестнице, – рассказывает Элеонора. – Спектакль назывался «Кафе 33», потому что в холле стояло всего 33 стула, а сам спектакль шел на лестнице ТЮЗа. Мы читали «Графа Нулина» Пушкина, Сашу Черного, я сначала читала Нику Турбину, а потом из Маяковского. Играла на восьмом месяце беременности, в зале сидела моя врач. И все это было незабываемо. На этот спектакль никогда не было билетов. У нас был один и тот же зритель: преподаватели университета. На каждый спектакль Юрий Варзонин скупал все 33 стула. Мы начинали в девять вечера, заканчивали утром. Все были молодые, интересные, увлеченные…
Хотя не было никаких денег. Дочери не на что было сапоги купить. Элеонору приглашают сняться в кино, а она приехать не может, у нее спектакль и играет она третью лисичку. Так и объясняла. Над ней смеялись, а потом приглашали снова.
– Хотите историю? На этой съемке был потрясающий гример, а я играла девушку легкого, почти невесомого, поведения. Он меня загримировал, порвал мне чулки, «бланшик» под глазиком изобразил. А как загримировали, то сразу объявили обед. Кормили нас тогда в одном московском фешенебельном ресторане. Заходим: ребятаактеры в милицейской форме, и я с ними. Смотреть на нас вышли все: администраторы, официанты, повара. И все в один голос: какая у нас хорошая милиция, взяли проститутку и привели покормить.
А потом Элеонора Ильченко из театра ушла. Она уточняет: «Меня ушли». Стала, по собственным словам, «человекомпраздником». Все дни рождения, все праздники были ее, долгодолго в Твери она была Снегурочкой. Работала горничной, продавала юбки, чем только не занималась, чтобы выжить. И нисколько не жалеет об этом.
Были и участия в кинопроектах, разные съемки. И как бы актер ни любил кино (а Элеонора очень любит кино), без театра – как без воздуха. Нельзя.
– Театр – это классно. Это ни с чем не сравнить, – говорит актриса.
Ее любовь – это Тверской народный театр драмы с Владимиром Павленко – другом и коллегой еще по тюзовским временам. Выучившийся на режиссера и ушедший из ТЮЗа, Владимир Викторович получил в 2006 году сцену Народного театра со всей его 90летней богатой историей.
Павленко и Ильченко, мечтавшие о своем, независимом театре, сошлись в Народном в 2007 году.
– Сегодня Народный театр – это театрлаборатория, – говорит она. – И это здорово. К нам потянулась молодежь. Школьники после «Доходного места» Островского говорили: «Слышь, я в театр ходил. Слушай, прикольно».
Сегодня в Народном театре ничего не увидишь. В начале года его закрыли. Репетиции разрешили, а зрительские просмотры – нет. По причине отсутствия пожарной сигнализации. Но артисты репетируют, ждут чуда или альтернативной сцены.
А еще Элеонора мечтает снимать кино. Для детей. Потому что после Александра Роу и Ролана Быкова для них никто не снимал.
Сейчас Элеонора снимается в новой ленте «Гагарин. Первый в космосе» в роли учительницы Юрия. Рассказывает об этом проекте с уважением. «Там репетируют», – говорит она.
В Москву чуть ли не через день. Вокзалы, электрички…
– Я обожаю Тверь. Из электрички выхожу, ставлю ногу… мой город… Мои первые гастроли были здесь, я жила в гостинице «Селигер», мне так нравился Афанасий Никитин. Я так счастлива была, когда городу вернули его исконное имя! Да, проблем в городе стало много, а цветов мало. Но мир такой, каким мы его видим. А видеть мир в хорошем свете помогают мечты.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Добавить комментарий